В Государственном Совете состоялось расширенное заседание Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, на котором обсудили вопросы кадрового обеспечения школ с билингвальным и полилингвальным обучением, а также трудоустройства выпускников педагогических направлений организаций высшего и среднего профессионального образования. В работе комиссии приняли участие представители национально-культурных автономий и руководство Ассамблеи народов Татарстана, в том числе актив Национально-культурной автономии марийцев РТ и г. Казани.
Перед началом заседания в фойе второго этажа парламентского центра участники заседания ознакомились с выставкой проектов, реализуемых комиссией. Здесь были представлены телевизионные проекты и книжная продукция, газетно-журнальные стенды и театральные репертуары, образовательные разработки школ и концертные номера творческих коллективов.
Заместитель Председателя Государственного Совета РТ, председатель Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, Марат Ахметов в начале заседания сообщил скорбную весть о кончине на 77-м году жизни Народного поэта Татарстана, депутата Госсовета пяти созывов Разиля Исмагиловича Валеева. Участники заседания комиссии почтили память выдающегося общественно-политического деятеля минутой молчания.
«В Год национальных культур и традиций в Татарстане комиссия проводит большую работу по реализации программ и проектов по сохранению и развитию родных языков и национально-культурных традиций народов, проживающих в республике, — отметил Марат Ахметов, открывая обсуждение вопросов подготовки педагогических кадров. — Однако приходится констатировать, что проблем остается еще много. Ассимиляция татар, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев и других продолжается, что было видно по итогам последней Всероссийской переписи населения. Уменьшается количество национальных школ, численность детей в татарских классах. Поэтому требуется приоритетное внимание к проблемам в системе образования».
В то же время, по словам Марата Ахметова, в последние годы происходит изменение отношения к национальному образованию со стороны муниципальных властей и республиканских органов власти. По поручению Раиса республики усилен контроль в направлении билингвального и полилингвального образования.
«Радуют успехи татарстанских школьников, занимающих места во Всероссийских и республиканских олимпиадах, набирающих высокие баллы по результатам выпускных экзаменов, — сказал председатель Комиссии при Раисе РТ. — Вызывают восхищение удмуртские, чувашские, марийские, мордовские дети, выбирающие свой родной язык в качестве основного выпускного экзамена. Это значит, что в их семьях сохраняется уважительное отношение к своим национальным корням, любовь к языку и традициям, а вопросы воспитания и обучения родным языкам в школах решаются на должном уровне».
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин и директор Института филологии и межкультурной коммуникации К(П)ФУ Радиф Замалетдинов представили информацию о кадровом обеспечении общеобразовательных организаций с билингвальным и полилингвальным обучением и трудоустройстве выпускников образовательных организаций системы высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
В настоящее время в Татарстане работает более 77 тысяч педагогов, в том числе около 3,3 тысяч учителей родных языков. Предметы на родных языках преподают 14 тысяч учителей. Вузы республики ежегодно выпускают по 5 тысяч педагогов, еще около тысячи специалистов ежегодно выпускают 6 педагогических колледжей. Арский и Мензелинский колледжи готовят учителей начальных классов и воспитателей на татарском языке. В республике работают программы «Мобильный учитель» и «Земский учитель». В 320 профильных школьных классах педагогического направления в 221 школе учатся более 6,5 тысяч школьников, 44% из которых — на татарском языке. В К(П)ФУ и НГПУ в текущем учебном году по программе подготовки педагогических кадров обучаются 747 студентов, 70% которых — для работы в би- и полилингвальных школах.
Об опыте работы Арского педагогического колледжа имени Г.Тукая и Чувашско-Безднинской начальной школы — детского сада Дрожжановского района по подготовке национальных педагогических кадров рассказали их руководители Гульнара Гарипова и Галина Кудряшова.
Мероприятие завершилось церемонией вручения благодарственных писем председателя Комиссии при Раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в РТ.