Марафон «Семык онлайн» продолжает рассказ об обрядах праздника. Первый ролик был снят в 2015 году в селе Чупаево Мензелинского района Республики Татарстан.
Второй ролик представит туристический маршрут «Одна дорога – пять культур». Он был разработан в рамках проекта по развитию туристического потенциала Мамадышского района и расскажет как встречают туристов в марийском селе Большая Шия.
Сам же праздник в этом году пройдет 3 июня. На празднике «Семык» в Пелемеше будут представлены марийские обычаи, обряды и продукция мастеров народно-художественных промыслов. Так, на праздничном майдане будут работать выставочные экспозиции и будут представлены старинный обряды:
«Марийский быт» (краеведческий музей)
В домике представлена национальная одежда марийцев конца 18 начала 19 вв. на манекене также будет представлен современный женский костюм. Домик украсят полотенца и вышивка марийцев села Иж-Бобья. Одним из ценных экспонатов является старинный сундук 19 века, на нем будет лежать толкушка 1910 года. На ней сохранена гравировка, с описанием какого года предмет и кому принадлежала. При помощи нее в старину тололи лен и коноплю. В доме будут звучать марийские песни, в исполнении марийцев села Верхняя Иж-Бобья Удмуртской Республики. Во дворе дома Сотрудниками музея будет проведен «Ленточный обряд». Между двумя березами завязываются веревочки в два ряда. Гости подходят, берут у ведущего яркую атласную ленту, зажимают ее между ладошками и загадывают желание. После это, ленточки привязываются на ранее приготовленную веревку. По приданию, чем дальше развивается ленточка, тем быстрее сбудется желание.
«Марийский свадебный обряд»
Свадебный обряд. Действие проходит в доме невесты. За накрытым праздничным столом сидят жених и невеста. Собрались гости (женщины и мужчины) со стороны невесты. За невестой пришли друзья и родственники жениха. Участники условно делятся на две группы. Собравшиеся со стороны невесты поют свадебную хвалебную песню в адрес невесты, затем хвалебную песню в адрес жениха поют участники с его стороны. Жених с невестой встают из-за стола. Невеста дарит подарки со словами благодарности своим родителям.
«Марийский рекрутский обряд»
Молодой рекрут прощается с родственниками. За накрытым столом сидят гости (родственники, соседи, друзья). Во главе стола сидит призывник, рядом девушки, парни. Исполняется провожальная песня (Народная «Ужатымаш муро»). Хозяин дома и все члены его семьи высказывают будущему солдату свои слова напутствия и пожелания, после чего старший член семьи обвязывает призывника белым полотенцем с марийским орнаментом (вышиванкой), а также дарит платок матери призывника. Гости исполняют песню провожальную. По завершении песни, призывник с друзьями выходят из-за стола и исполняют марийский («Кандырам пунен») танец, под исполнение песни (Такмак-влак «Марий ял гыч улына») женщин. Мама призывника проводит традиционное обрядовое действие с караваем. Исполняется последний куплет провожальной песни. Отец отводит мать в сторонку. Призывник остаётся в центре. Во время песни невеста прикалывает рекруту розу, сделанную из лент, а сестры по очереди привязывают ему на правую руку ленточки на память и для оберега.
Выставочная экспозиция «Школа начала XX в.»
Домик переделан под школьный класс. Здесь находятся старинные парты, доска, знамена, бюст Ленина. Выставлены старинные учебники, а также журналы, доказывающие, что здесь проходили и научные конференции. Дети зачитывают стихи. Отдельное место займет и библиотека, где будут выставлены уже современные учебники на марийском языке. Бимская школа, единственная в республике, где обучение проходит на марийском языке.
«Медовый дворик»
В домике представлены разные напитки, сделанные на основе меда. А также целебные чаи, настои из трав. Гости увидят мастер-класс от пелемешцев, как готовят квас по марийским рецептам. Каждый сможет все продегустировать.
«Город мастеров»
Мастер по декоративной резьбе по дереву — Коробейников Виталий Николаевич с двумя подмастерьями проводит мастер-класс. Тут же будет задействована выставка и продажа предметов мастеров декоративно–прикладного искусства и народно–художественного промысла.