(16 апреля 2020) Ответы на эти вопросы можно получить у марийцев в их главный праздник весеннего календарного цикла Кугече, который отмечается сегодня. Редакция нашего портала решила разобраться в истории ритуалов этого древнего языческого праздника.
Кугече отмечается как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем. В переводе с марийского название означает «Великий день». И хотя исконное название языческого праздника сейчас уже утеряно, наши современники по-прежнему связывают этот день с многочисленными обрядами и поверьями, молениями, почитанием оживающей природы и семьи. Главным обрядом считается изгнание злых духов – келтымашей.
Накануне деревенские жители заготавливают рябиновые прутья (у многих финно-угорских народов рябина считается оберегом от зла), которыми затем хлещут ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме, чтобы изгнать таким образом нечистую силу. Совершая такие магические действия, обряды очистительного, оградительного и искупительного содержания, моления, поминовения умерших предков, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы обращаются к природным силам, окружающему миру и надеются на благополучие в семейной и хозяйственной жизни.
К празднику начинают готовиться за несколько дней: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки, наводят порядок дома и во дворе, варят квас.
За неделю до…
Каждый день недели, предшествующий празднику, имеет особое значение.
Так, во вторник, называемый «пел кон кече», предки современных марийцев предохранялись от проникновения злых сил, колдунов — запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Обязательно поминали умерших. Расстелив скатерть, поставив полное блюдо ритуальных шÿрашкогыльо (пироги с крупой) произносили молитвы богам. Вечером скотине давали побольше корма. Просили нескончаемую прибыль в хозяйстве: много хлеба, скота, денег, хорошей теплой погоды для озимых. Жители мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с вареной конской или бараньей головой.
Среда – «кон кече» являлась днем запретов. Считалось, что несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай. Вплоть до 1950-х гг. в большинстве крестьянских семей соблюдались магические обряды и запреты, направленные на обеспечение благосостояния в хозяйстве, здоровья членов семьи и скота, прибыли и урожая, включая ритуальное очищение. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что такой человек становится легким и будет успевать во всех сельскохозяйственных делах. Еще в конце XIX — в нач. XX в., до обеда не разжигали в доме огонь, не кормили скот. Считалось, что иначе уменьшится приплод скота. Можжевельником окуривали членов семьи и приусадебный участок, в лесу завязывали верхушку молодой ели и произносили заговор. Также, считалось, что если затопить в этот день печь, может быть пожар. Если мести двор, комнату или расчесывать волосы, будет буря. Перебирать яйца — значит предвещать град.
Гостям уделяли особое внимание, особенно на первого, кто пришел в дом, так как его приход мог повлиять на плодовитость скота и птиц. Это связано с верой в сверхъестественную связь посетителя с предками, ибо все, что гость говорил, воспринималось как желание воли предков. Доброжелательные посетители говорили только о прибыли, изобилии и богатстве, а недруги — наоборот, о недостатках. В страстную среду также воспрещалось курить.
В четверг – «сорта кече» собравшись со своим родом, в каждом доме поминали умерших родственников. Один из членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы умерших родственников и приглашал их в гости. Ко времени возвращения посланного в избе накрывали стол, расставляли угощение и перед каждым прибором зажигали самодельные свечи из кудели и воска. Если свеча горела хорошо и ярко, это значило, что покойный остался доволен угощением, приемом родных и радовался, а если плохо — выражал неудовольствие и чувствовал себя обиженным. Верили, что души умерших сородичей покровительствуют живых, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь. Хозяева вступали в диалог с пришедшими на праздник душами предков и просили благополучия в жизни, защиты от злых сил. А вечером их провожали.
В пятницу — «кугу кон кече» праздник продолжался. Молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику.
Суббота — «юмынаяр кон кече» был не рабочим днём. Люди готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца.
В воскресенье утром наблюдали как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение — кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку.
В понедельник сам праздник заканчивался совершением обряда Ташламайумаш с обильным угощением, в том числе, пива из ритуального ковша таш-лама. Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «изиКугече».
На качелях судьбы…
Одна из основных традиций «Великого дня» — катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Считается, что влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях. Важно отметить, что дети на них никогда не качались и в обрядовые моменты малышей не привлекали. Сначала садились пожилые и раскачивались очень высоко, потом молодежь.
Поминальный и ритуальный.
С восходом солнца в праздничный день накрывают поминальный стол. На застеленную скатертью поверхность ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья, рюмка с водкой, свечи. Здесь должны быть три самых первых блина, сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные яйца.
Свечи, сохраняя традиции, готовят сами, закручивают льняную веревку в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном в определенной последовательности: недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая — чтоб «дошло» (до умерших).
Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленым гусем.
На Кугече мари пекут подкогыльо в виде полумесяца. Это мясные пирожки. Обязательно подают квас и бульон из мяса птицы. Затем самый старший в доме зажигает большую свечу и произносит молитву Богу — Кугечеюмо. Для гостей и домашних пасхальный стол – это нарядное и уютное торжество, которое отмечают с особым размахом.
Когда настал «Великий день»
Для празднования Кугече марийцы объединяются в родственные группы — сорта рад, (досл. свечной род). Сорта рад объединяет одну или несколько родственных по мужской линии семей одной деревни. Марийцы считали, что человек крепок своим родством, и ценили добрые отношения с близкими, дальними родственниками, равно как и с соседями.
Праздник Кугече начинают отмечать строго в той семье, которая выше всех находится по течению реки. Для этого один из членов этой семьи должен пройтись по Сорта рад и пригласить к себе на праздничное угощение. Все, кто принимает приглашение и участвует в обряде, в свою очередь, тоже должны позвать гостей. Таким образом, праздничные гулянья переходят из одной семьи в другую.
По прибытии всех гостей, их рассаживают за стол. Зажигают свечи, поминают умерших. Начинаются праздничные кушанья. После них и после того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько женщин берут с поминального стола яйца и идут на улицу. На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома к следующему хозяину, принимающему гостей. (Последний принимающий хозяин провожает в сторону кладбища). Женщины заносят яйца домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. После этого они еще раз должны подкрепиться. Ритуальные яйца нельзя кушать детям. Все обрядовые действия сопровождаются пением народных песен. Затем все гости идут угощаться в следующий дом. Марийцы верят, что души умерших сородичей покровительствуют живым, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь.
Большие игры…
В рамках марийской обрядности магические свойства приписывались крашеным яйцам. Яйца были также предметом праздничных игр — их ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что тот, кто набирал побольше яиц — самый счастливый. Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что такое яйцо способно отвести пожар.
Истинными хранителями языческого праздника Кугече являются пожилые женщины, жрецы-карты.
Руководитель Национально–культурной автономии марийцев Татарстана Олег Третьяков рассказывает:
Молодежь сейчас в традиции глубоко не погружается, но обрядам симпатизирует и делает так, как бабушки учили. По данным последней переписи населения в Республике проживает почти 19 тысяч марийцев. Несмотря на то, что марийская община достаточно молодая, ей всего 9 лет, но историю и культуру своего народа люди смогли сберечь и в Советский период и в кризисные 90-е.
Разумеется, сегодня не все представители народа мари являются носителями языческой культуры, но есть те, кто отмечает и Кугече, и православную Пасху. В целом, праздничные и поминальные столы накрывают в 60 % семей. К сожалению, с переездом людей в города и мегаполисы, всё меньше стали ходить в гости и созывать соседей, но собираться близким кругом, было и остается доброй традицией.
Информационный Центр ДДнТ