Местной общественной организацией «Национально-культурная автономия марийцев г.Казани» на основе статьи историка, кандидата исторических наук, журналиста Руслана Бушкова «Заря мари занималась в Казани» подготовлен материал о народе мари Татарстана.
Мы живем в уникальной республике. Татарстан со своей столицей Казанью давно признан многонациональным субъектом Российской Федерации. Среди 173 национальностей, проживающих в Татарстане, заняли свое место и марийцы. И это совсем не диаспора, а коренной народ, обосновавшийся здесь еще с давних времен.
Для нас большая честь находиться среди других народов, показывать себя и наблюдать за остальными, выстраивать диалоги, строить прочные и дружественные межнациональные отношения.
Многие марийцы живут в районах Татарстана, разговаривают на родном языке, ведут свой быт, сохраняют культуру и традиции родного народа. В связи с непосредственной близостью Республики Марий Эл заметен прирост марийского населения и в Казани. В столице марийцы являются пятыми по численности среди других проживающих здесь народов.
Казань издавна полюбилась марийцам. И всё это не просто так.
Как отмечал известный востоковед Н.Ф.Катанов, для нерусских народов Поволжья Казань долгое время была подобна Москве для русских. Что касается марийцев, то именно здесь возникла марийская письменность, зародились марийская журналистика и литература, формировалась марийская интеллигенция. Многое в марийской истории и культуре создавалось впервые в Казани или имело казанские корни. Здесь прошли свои жизненные университеты многие деятели марийского искусства.
Историческое название марийцев – «черемис». Вот как объясняют происхождение этого самоназвания ученые.
Татарам марийцы представлялись как побережные поселенцы, ведь слово «сер» переводится с марийского как «берег». И они прозвали их «чирмыш», от них это имя перешло в другие восточные и европейские языки. Так в 961 году в хазарских рукописях появляется название «цармис», а потом в русских летописях – «черемис». Со временем это слово обрело у татар другой смысл: «ратник», «ополченец», но места, где жили горные марийцы, вплоть до падения Казанского ханства назывались ими «побережной стороной».
Хоть «Казан» по-татарски и значит «котел», марийцы же издревле называют Казань Озаном, переводящимся как «местонахождение правителя». По марийской легенде, она возникла на месте пребывания марийского князя Ешполды.
Ханская Казань с самого своего начала была многонациональным и веротерпимым городом. Сюда съезжались купцы с Востока и Запада. Как свидетельствует казанская летопись, марийские плотники привлекались для ее обустройства и прокладки водного канала Булак, соединившего Казанку с озерами Кабан. До 1552 года по правому берегу Булака проходила деревянная стена посада, воздвигнутая в 1530 году. Булак в переводе с татарского означает «рукав». Он был как бы водным рукавом озер Кабан, чье название выводилось марийцами от слова «каван», что значит «стог», или «куча плотно уложенного сена». Не зря на их берегах начинались луга-сенокосы, а в Забулачье появился Сенной базар. Марийцы же селились здесь издавна, об этом говорит обнаруженный археологами древнемарийский Борисковский могильник IX-X веков со множеством бронзовых изделий, характерных для некрополей Марийского Поволжья.
К середине 16 века, ко времени завоевания Казани, в ней проживало около 30 тысяч жителей. Казанский летописец свидетельствовал, что для устрашения ее защитников на подступах к городу были казнены VII марийских воевод и 300 сотников, свыше 5 тыс. ополченцев. Спастись удалось немногим, в основном из сотен Еланчи и Мамич-Бердея, возглавившего потом повстанческий отряд в Первой черемисской войне 1552-1557 годов против московских завоевателей.
В октябре 1917 года в здании губернаторского дворца разместился Казанский Совет рабочих и солдатских депутатов. В этом здании 3 декабря состоялось собрание черемисской военной организации казанского гарнизона, поддержавшее введение в нем коллегиального управления, создание гарнизонного комитета военных мари и формирование марийского национального воинского подразделения. А вскоре 11 января 1918 года при штабе округа и губернском военном комиссариате был создан комиссариат военных мари во главе с М.М.Товашовым-Мироновым.
Сердцем Казани является кремль, включенный в 2000 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из древних сооружений кремля является Благовещенский собор, основанный 4 октября 1552 года. Каменным он стал стараниями первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия. Первым делом святитель Гурий основал на северо-восточной окраине Казани на Зилантовой горе монастырь. По татарским преданиям, она получила такое название из-за обитавшего здесь джилана, то есть змея-дракона. Марийские легенды связывают его с именем марийского князя Йыланды, сложившего голову в этих местах. При монастыре по благословению архиепископа Гурия открылась школа для детей инородцев. Здесь им была предпринята даже попытка составления марийской и чувашской азбуки.
Благовещенский собор — главный, кафедральный собор Казанской епархии, здесь совершаются самые торжественные богослужения. В его стенах бывали императоры Петр Первый, Павел Первый, Николай Первый, императрица Екатерина Вторая, сопровождаемые придворной свитой. Особо внушительным был визит Екатерины Второй. У ворот ограды собора в толпе встречающих находились одетые в белую одежду учащиеся инородческой школы при местной духовной семинарии. С подачи своих учителей в честь приезда императрицы еще накануне ими были написаны хвалебные оды на местных языках, включая черемисский. Но озвучены они будут потом, на народном празднике, устроенном 31 мая 1767 года. В загородном губернаторском доме Екатерине Второй были представлены на нем в национальных костюмах представители всех народов, населявших Казанскую губернию.
От кремля берет начало главная улица города- Кремлевская, бывшая Воскресенская, получившая такое название от располагавшейся на ней церкви.
По ней проезжали многие именитые гости. Один из них — немецкий путешественник Адам Олеарий (Эльшлегер), побывавший в Казани в 1636 и 1638 годах. В опубликованной им в 1647 году книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» было впервые зафиксировано марийское языческое представление о мире и месте в нем человека. Вошел туда и рассказ марийского толмача о поклонении его соплеменников камню Чумблата на реке Немде.
Через эту улицу пролегала сибирская экспедиция 1733-1743 годов академика Санкт-Петербургской академии наук Г.Ф.Миллера, автора книги «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов и пр.», в которую вошли интересные сведения о марийцах.
Эту улицу топтала мужицкая рать крестьянского царя Емельяна Пугачева, включая нерусских крестьян, в том числе марийцев.
Напротив нынешнего Национального музея Республики Татарстан всю правую сторону второго квартала улицы занимает длинное двухэтажное здание бывшей духовной семинарии, основанной в 1732 году на базе славяно-латинской школы. Она была призвана готовить священников для инородческих приходов. Каждый из окончивших ее должен был знать один из языков местных народов. Преподавание марийского языка было введено в 1855 году. В разные годы его вели Алексей Канцеровский, Иван Крестников, Иван Цедровский, Аркадий Емельянов.
Одним из известных преподавателей семинарии был архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин Пуцек-Григорович, издавший в 1775 году в Санкт-Петербурге «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка», первую марийскую грамматику. В ее составлении неоценимую помощь ему оказали учащиеся из черемис.
Семинарию закончил И.Н.Смирнов, будущий автор первых монографических работ по этнографии поволжских народов. В ней учились видные марийские интеллектуалы В.М.Васильев, М.Н.Сазонов-Янтемир и А.Ф.Кудряшев. Здесь начинал работать в 1905 году в качестве делопроизводителя канцелярии после окончания регентских курсов при Казанском музыкальном училище И.С.Ключников-Палантай.
Через квартал от духовной семинарии в 1825 году появилось весьма внушительное ослепительно-белое здание для вице-губернатора. 18-24 февраля 1918 года в зале городской судебной палаты проходили заседания открывшегося неделей раньше в зале коммерческого училища национального областного съезда мари. Здесь были приняты исторические решения «отменить существующее название народа мари «черемисы» ввиду его не национального происхождения и заменить его исторически национальным именем «марий», об учреждении отела мари при Совете народных комиссаров РСФСР и организации комиссариата мари для работы с марийцами Казанской губернии. Сейчас в этом здании расположен Верховный суд Республики Татарстан.
Классическим венцом всего архитектурного решения бывшей Воскресенской, а ныне Кремлевской улицы является ансамбль зданий Казанского университета.
На правой стороне двора университета расположен корпус научной библиотеки, где хранятся свыше 15000 рукописей и более 3000 редких книг, в том числе по финно-угорской и марийской тематике.
В Казанском университете большое развитие получило финно-угроведение. Именно здесь были приняты первые программы по изучению языка и культуры местных финно-угорских народов, трудились такие видные финно-угроведы, как Матиас Кастрен, Фердинанд Видеманн, Бернард Мункачи, Михкель Веске, Николай Андерсон, Аскель Хейкель, отец финно-угорской археологии Й.Р.Аспелин. В нем началась деятельность А.М.Тальгрена, труды которого заложили основы финно-угорской археологии.
Этнографические экспедиции к финно-угорским народам многих зарубежных ученых неизменно пролегали через Казанский университет и созданную в нем в 1888 году кафедру географии и этнографии.
Много ценного в науке и культуре было сделано различными казанскими научными обществами, организованными на базе университета: обществом врачей, основанном в 1868 году; естествоиспытателей, созданном в 1869 году; археологии, истории и этнографии, появившемуся в 1878 году.
Большую исследовательскую работу развернуло Общество археологии, истории и этнографии. Секретарем общества и редактором его научного журнала был профессор И.Н.Смирнов. Выпускник историко-филологического факультета университета, он по праву считался крупнейшим ученым-славистом и финно-угроведом. В 1888 году под его руководством Обществом была снаряжена специальная комиссия в составе М.П.Веске и П.В.Траубенберга для изучения марийцев Казанской, Нижегородской, Костромской, Вятской и Уфимской губерний. М.П.Веске на ее материалах написал обстоятельную работу «Исследование о наречиях черемисского языка», а И.Н.Смирнов — монографию «Черемисы». Несколько этнографических экспедиций в Вятскую губернию совершил хранитель музея этнографии, древностей и искусств С.К.Кузнецов, увлекшийся исследованием языческой веры марийцев.
Профессора, выпускники и студенты университета имели прямое отношение к изданию и выпуску в Казани всех местных газет – от «Казанских известий» и «Казанских губернских ведомостей» до «Казанского биржевого листка» и «Волжского вестника». В их неофициальных отделах было напечатано немало материалов о местных народах, в том числе марийцах. Так, редактор «Казанских губернских ведомостей» А.И.Артемьев в 1848 году опубликовал в них написанный им обстоятельный «Очерк истории черемис», а профессор В.А.Сбоев – целый цикл статей, выпустив их в 1851 году отдельной книгой «Исследования об инородцах Казанской губернии».
В университете с 15 по 20 мая 1917 года состоялся первый в России съезд малых народностей Поволжья, созванный правлением созданного перед этим в марте Общества мелких народностей Поволжья. Он проходил в просторной первой аудитории и актовом зале на втором этаже главного корпуса. Марийцев на нем представляли П.П.Глезденев, В.М.Васильев, И.Н.Коведяев, П.М.Кунаев, А.Ф.Кудряшев, Л.Я.Мендияров, активные участники черемисской секции Общества, состоящей из 47 человек. Председателем съезда был избран известный педагог- миссионер Н.А.Бобровников, его товарищами Н.В. Никольский, Р.П.Даулей и П.П.Глезденев. На нем впервые открыто обсуждались самые злободневные вопросы развития национальных языков, образования и культуры, поставлен вопрос национального самоопределения. Значение съезда было огромным для национального сплочения народов Поволжья. Вслед за ним уже в июне-июле состоялись национальные съезды чувашского, марийского и удмуртского народов.
До революции 1917 года Казанский университет удалось закончить или учиться в нем буквально единицам марийцев. П.И.Пичугин – один из них, его отец происходил из марийцев села Морки Царевококшайского уезда. После окончания в 1902 году медицинского факультета он работал в Московском бактериологическом институте, защитил в 1913 году докторскую диссертацию по бактериологии молока. Кроме него, на юридическом факультете учился Д.П.Адаев, отделении классических языков историко-филологического факультета – будущий основоположник марийского языкознания В.М.Васильев.
1 ноября 1919 года при Казанском университете на втором этаже его главного здания открылся самостоятельный государственный рабочий факультет для подготовки не имеющей среднего образования рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вуз. Уже через год при нем при активном участии В.М.Васильева формируется марийская группа из двенадцати слушателей, а в 1924 году организовывается марийское отделение. Одними из первых тридцати марийских рабфаковцев стали будущие первые марийские архитекторы К.С.Семенов и А.А.Суриков, инженеры А.А.Бурков, В.Н.Смирнов и К.Орлов, поэт-переводчик А.И.Крылов-Ток.
В 1926-1929 годах здесь учился К.И.Иванов – Йыван Кырля, ставший первым марийским киноактером, сыгравшим в первом советском звуковом художественном фильме «Путевка в жизнь».Он был активным рабфаковцем, возглавлял культурно- воспитательный сектор студенческой учебно-бытовой коммуны «У илыш» («Новая жизнь»), участвовал в выпуске стенгазеты «Волгыдо корно» («Светлый путь») и марийском хоре. Без него не обходился ни один вечер марийского землячества. Заметив в К.И.Иванове артистические таланты, доценты В.Т.Соколов и В.Н.Неболюбов на распределении посоветовали ему поступить учиться на артиста. Так он оказался на актерском отделении Московского кинотехникума.
Об учебе на госрабфаке напоминает теперь фотография тех лет в одной из экспозиций музея истории КГУ.
Напротив университетского фасада, рядом со сквером, где стоит с 1896 года памятник-бюст Н.И.Лобачевского, располагается замечательное здание Национальной библиотеки Республики Татарстан.
В этом красивом двухэтажном здании, арендовавшемся Казанским губернским земством, земская управа разместила ветеринарный, страховой, пенсионный отделы, кустарный склад, переводческую комиссию и редакцию первой марийской газеты «Ӱжара» («Заря»). Решение об ее издании было принято на 53-м губернском земском собрании в июне 1917 года.
Редактором был назначен В.М.Васильев. За его плечами уже имелся опыт издания первых календарей на марийском языке. Он активно сотрудничал с казанскими изданиями – газетой «Волжско-Камская речь», научным журналом «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете».
В состав редакции вошли Д.И.Адаев и С.Г.Гаврилов-Эпин. Направление газеты и состав редакции был определен на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15- 25 июля 1917 года в городе Бирске.
Первый номер газеты вышел 25 августа 1917 года. Он был отпечатан в типографии «Товарищества братьев Г. и К.Мушкаленко».
Название газеты связывалось с надеждой на светлое будущее народа. «Название газеты «Заря». Поэтому мы, издатели газеты, считаем свое дело выполненным, если газета действительно будет зарей новой счастливой жизни» — говорилось в передовице ее первого номера.
В первую очередь в ней зазвучала идея объединения всего марийского народа. Неслучайно материалы печатались и на луговом, и на горном наречиях.
Одним из первых на издание газеты откликнулся первый марийский историк Ф.Е.Егоров, написавший для нее статью «Народ и интеллигенция». В ней печатались А.М.Баронов, В.Е.Бельский, Н.И.Беляев, И.Я.Бурдаков-Пуртак, П.И.Вавилов-Монарын, И.П.Воробьев-Курыкмарий, С.Г.Гаврилов-Эпин, Т.Е.Ефремов, В.М.Ипатов-Иванов, И.Н.Коведяев- Умшар, А.Ф.Конаков, А.Ф.Кудряшев, П.М.Кунаев, Г.Л.Леонтьев-Икумари, С.Ф.Стрелков, М.Ф.Токмурзин-Тошто, А.В.Юзыкаев, Н.М.Юринов, В.Т.Якманов-Упшомарий, И.Н.Яналов, П.И.Ярускин.
Активный автор газеты Г.Г.Кармазин-Эвайн, состоявший в свое время в переписке с писателем Л.Н.Толстым, предпринял в том же году выпуск в Казани и первого марийского журнала «Куралше» («Пахарь»).
22 октября 1917 года по инициативе редакции газеты «Ӱжара» состоялось собрание проживающих в Казани марийцев. На нем по предложению А.Ф.Кудряшева было принято решение создать Центральный союз мари в рамках Союза мелких народностей Поволжья. Уже 6 января 1918 года состоялось учредительное собрание с утверждением на нем Устава ЦСМ, разрботанного В.М.Васильевым, Г.Е.Еремеевым, С.Г.Гавриловым и И.Н.Коведяевым, и избранием его правления.
Центральный союз мари был закрыт «ввиду ненадобности для трудящихся» 17 декабря 1918 года постановлением отдела мари при Наркомнаце РСФСР. Сказалось тут и то, что ряд его лидеров оказался связанным с поддержавшим антибольшевистские выступления в стране Казанским губкомом эсеров, много сделавшим для издания брошюр на марийском языке, в том числе языческих молитвенных текстов. А 26 декабря 1918 года вышел последний, 72-ой, номер газеты «Ӱжара», редактируемой к тому времени В.А.Мухиным.
«Это – последний номер нашей газеты, после этого «Ӱжара» выходить не будет, — писал в прощальном слове к читателям В.М.Васильев. – Просим (умоляем) — сочтите за наше доброе дело мысли, слова, советы, которые нам удалось донести до вас. И простите нас, ради бога, добрые наши сородичи-мари, за ошибки, за незавершенные дела и другие наши прегрешения».
«Ӱжара» сыграла большую роль в развитии языка, печати и литературы марийского народа
Разместившаяся в 1919 году в этом здании библиотека стала впоследствии Национальной библиотекой Республики Татарстан.
В собрании книг библиотеки хранятся уникальные издания марийских просветителей, писателей, историков, а также первые советские учебники и книги на марийском языке. Есть в библиотеке и отдел марийской литературы.
Кремль и Кремлевская улица вместе с прилегающими к ним на восточной окраине поселениями на высящихся на холмах улицах исторически составляли верхнюю часть города, сложившуюся к 17 веку как Красная, т.е. самая красивая слобода.
К верхней части города относились прежде всего аристократические улицы с особняками, начинающиеся за Черноозерским садом и Николаевским сквером. Напротив этого сада на склоне через улицу высились здания, принадлежащие военному ведомству. Часть из них с приходом советской власти оказалась в ведении НКВД. В 1930-х годах в них проходили закрытые выездные судебные заседания военной коллегии Верховного суда СССР с вынесением приговоров «врагам народа». Здесь по обвинению в надуманном заговоре с целью присоединения Марийкой АССР к «фашистской» Финляндии были приговорены к расстрелу П.А.Андреев, М.И.Веткин, С.Г.Гаврилов-Эпин, С.А.Глушков, Г.И.Голубкин, А.В.Евсеев, Г.Г.Кармазин-Эвайн, П.К.Карпов-Пӱнчерский, Т.М.Коротков-Ямбос, М.В.Кузнецов-Апшат Макси, В.А.Макаров, В.А.Мухин-Сави, И.П.Петров, М.Н.Сазонов-Янтемир, В.Т.Соколов, П.Р.Федотов, С.Н.Эльмекей, А.К.Эшкинин и С.Г.Ягодаров, осуждены к заключению в концлагерь А.П.Лебедев, И.Е.Романов-Одар и Я.А.Стрельников, составлявшие цвет первой марийской интеллигенции.
Через квартал от Черноозерского сада располагались основные здания Казанского губернского земства, по праву считавшейся одним из крупнейших и деятельных в России. Земство активно участвовало в развитии народного образования в крае, заботилось о повышении квалификации земских учителей и врачей, организовывало всевозможные учебно-практические курсы и школы для земских работников и крестьян.
В Казанской губернской земской женской учительской школе, открытой на средства земства в 1871 году, устраивались специальные курсы для земских уездных учителей с обучением инородческим языкам. Марийскому языку учили здесь священник Богородицкого женского монастыря Ф.И.Васильев, слушатель миссионерских курсов при Казанской духовной академии Е.Г.Хлебников и окончивший Казанскую духовную семинарию в 1907 году В.М.Васильев. Эту учительскую школу закончили 27 земских учительниц- мариек, в том числе первая женщина-педагог из горномари П.В.Кириллова, Е.Андреева, В.Я.Яковлева- Ишпайкина, П.Филиппова.
Губернское земство назначало специальные стипендии для нуждающихся учащихся различных учебных заведений. Так, оно поддержало стипендией в годы учебы в Казанской художественной школе сына крестьянина села Пертнуры Козьмодемьянского уезда А.В.Григорьева, ставшего впоследствии одним из основоположников марийского профессионального изобразительного искусства.
В Казанском губернском земстве работали симпатизирующие марийцам сотрудники. Одним из них был исполняющий обязанности председателя Казанской губернской земской управы Н.В.Никольский, инициатор и председатель правления Общества мелких народностей Поволжья, созданного в марте 1917 года. С его подачи Казанское губернское земство выделяло деньги на издание марийской газеты «Ӱжара» («Заря») и журнала «Куралше» («Пахарь»). Позже он издал монографию «История мари (черемис)», составил географический атлас мари.
За Николаевским сквером улицы Театральная и Пушкина выходят на площадь Свободы, бывшую Театральную. Она называлась так по расположенному на ней городскому театру.
Театральное движение в крае получило особый размах после октября 1917 года и организации театральной секции при Казанском губернском отделе народного образования, которую возглавила актриса, антрепренер и режиссер Зинаида Михайловна Славянова. В трудных условиях первых лет советской власти она сумела открыть губернскую летнюю школу по подготовке инструкторов и артистов для рабоче-крестьянских театров, куда попал учитель Краснококшайского уезда И.Т.Беляев, ставший у истоков создания марийского театра. Это с ее подачи в начале ноября 1919 года было принято постановление «Об организации Первого советского передвижного театра народа мари» на основе Ошламучашского драматического кружка и привлеченных по мобилизации на трудовой фронт. Первая марийская труппа состояла из одиннадцати актеров.
И все же главным на Театральной площади являлось здание Дворянского собрания, построенное в середине 19 века. В 1898-1904 годах предводителем дворянства Казанской губернии состоял Н.Д.Сазонов, усыновивший будущего марийского ученого М.Н.Сазонова-Янтемира и давший ему свою фамилию.
Вечером 26 октября 1917 года в здании Дворянского собрания состоялось торжественное заседание Казанского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возвестившее о передаче власти народу в лице его правомочных органов – Советов. В начале 1918 года при Казанском губернском Совете был создан комиссариат мари в составе В.А.Мухина, М.М.Товашова-Миронова, Н.А. Алексеева, Н.М.Орлова, П.Н.Соколова.
Сейчас это здание принадлежит Казанской ратуше, где заседают депутаты городского совета. Рядом разместился Большой концертный зал имени С.Сайдашева. Открывшуюся в 1945 году Казанскую консерваторию закончили многие известные марийские музыканты, композиторы и певцы, в том числе основоположник марийской оперы Э.Н.Сапаев, создатель оперы «Элнет» по роману С.Г.Чавайна И.Н.Молотов, фольклорист Д.М.Кульшетов, Заслуженная артистка России, народная артистка Марий Эл и Татарстана Г.Т.Окунева-Ластовка, автор первого марийского балета «Лесная легенда» А.Б.Луппов.
По линии улицы Пушкина за площадью Свободы напротив здания Государственного совета Республики Татарстан находится скромное двухэтажное каменное здание, на нем памятная доска: «В этом доме с 1900 по 1942 год жил выдающийся ученый языковед, член корреспондент Академии наук СССР профессор В.А.Богородицкий».
Создатель первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики при императорском Казанском университете родился 7 апреля 1857 года в Царевококшайске в семье священника. Здесь прошли его детские годы, учеба в уездном мужском училище. Дальнейшая его судьба и жизнь с 1868 года связаны с Казанью, где он окончил 1-ю гимназию и университет и получил мировую известность как фонетист. Он является автором «Общего курса русской грамматики», выдержавшей пять изданий и до сих пор использующейся филологами, а также одной из первых работ по звуковой системе марийского языка.
В этом профессорском доме неоднократно бывал В.М.Васильев, собиратель марийского фольклора и составитель первого сборника марийских народных песен. В созданной В.А.Богородицким при императорском Казанском университете первой в России экспериментально-фонетической лаборатории он записал десятки народных песен на марийском языке.
От площади Свободы теперь начинается одна из центральных улиц верхней части города – Карла Маркса, бывшая Грузинская, которая своим названием была связана с иконой Грузинской Божьей матери.
На пересечении улиц Грузинской и Комиссариатской находился особняк командующего Казанским военным округом генерала от инфантерии А.Г.Сандецкого, построенный в 1906 году.
С 1967 года в изящном парадном здании бывшего особняка генерала Сандецкого размещается Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, основанный в 1957 году на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР. Сейчас в его фондах хранятся более 20 тыс. произведений искусства, в том числе марийских художников А.В.Григорьева, В.В.Кудряшева и К.Ф.Егорова, а также автора картины «Марийская свадьба» В.К.Тимфеева, чье творчество было тесно связано с жизнью и бытом народов Поволжья. Визитной карточкой музея являются коллекции работ И.И. Шишкина и Н.И. Фешина.
Среди многочисленных этюдов Ивана Шишкина есть один с названием «Ананьинский могильник», хранящийся сейчас в его мемориальном доме-музее в Елабуге. Ананьинцы — далекие предки марийцев и удмуртов, обитавшие в Поволжье в 8-6 веках до н.э. Их древний курган был найден великим живописцем во время археологического обследования окрестностей Елабуги недалеко от деревни Ананьино. Древние поселения ананьинцев позже обнаружились также на высоких мысах левого берега Казанки. Во времена И.Шишкина под Елабугой проживало немало марийцев. Это от них услышала легенду о волшебном роднике писательница, кавалерист-девица Надежда Андреева Дурова-Александрова, переложившая ее в повесть «Серный ключ».
Выдающийся русский художник Н.И.Фешин родился в Казани в 1881 году в семье владельца мастерской по реставрации икон. Есть сведения, что его предки происходили из горномарийского села Емангаши. Он окончил Казанскую художественную школу, и как лучший ученик был принят в высшее художественное училище Санкт-Петербургской императорской академии художеств. Уже в годы учебы в нем большой успех выпал на его студенческую работу «Черемисская свадьба». Эскизы к картине были написаны им во время пребывания летом 1906 и 1907 годов в Царевококшайском уезде, в селе Морки и деревне Кушна. Картина сначала была выставлена на выставке в Мюнхене, а затем — в Питсбурге в США, где она была приобретена известным коллекционером У.Стиммелем. Сейчас это полотно украшает Национальный ковбойский музей в городе Оклахоме.
На пересечении современных улиц К.Маркса и Л.Толстого, на бывшей Институтской улице находится здание бывшей Казанской художественной школы императорской Академии художеств.
Основанная в 1895 году и призванная готовить художников-живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов и педагогов, она ежегодно принимала на учебу от 60 до 100 человек из всех губерний страны.
Школа воспитала в своих пенатах многих известных художников. В ней учился Александр Владимирович Григорьев, один из первых марийских профессиональных художников, председатель АХРР — ассоциации художников революционной России, организатор Козьмодемьянского художественно-исторического музея. Ее окончили брат и сестра М.Г. и А.Г. Платуновы — уроженцы села Черемисский Турек Уржумского уезда.
В 1918 году художественная школа была преобразована в Свободные архитектурно- художественные мастерские, приравненные к высшему учебному заведению. Особое внимание в них уделялось подготовке национальных кадров. В то время здесь обучались студенты, ставшие первыми национальными профессиональными художниками Татарской, Марийской и Чувашской республик. В 1923-1926 годах в Казанских архитектурно-художественных мастерских учился К.Ф.Егоров, ставший известным марийским художником. Его акварельный эскиз на бумаге «Тоска» в авангардном стиле тех времен теперь хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Рядом с художественной школой по Грузинской же улице находилось учрежденное в 1890 году соединенное промышленное училище в составе низших механико-технического, химико-технического и строительного училищ.
Из марийцев в нем учились А.К.Эшкинин, будущий редактор журнала «У илыш» («Новая жизнь»), газет «Йошкар кече» («Красный день») и «Марийская деревня», по предложению которого столица марийского края в 1927 году была названа Йошкар-Олой, и М.Г.Клюков, ставший впоследствии метеорологом и одним из инициаторов проведения железнодорожной ветки до Йошкар-Олы.
В 1919 году училище было преобразовано в Казанский политехнический институт, на базе которого в 1930-х годах возник Казанский химико-технологический институт, где впоследствии учился марийский писатель-диссидент Леонид Андреевич Васильев, осужденный на лишение свободы за антисоветский роман «Где зарыта собака? Или кляуза на Солнце и на всю Солнечную систему» и «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», реабилитированный по требованию правозащитников «Хельсинкской группы». Сборник его рассказов «Куван кеҥеж» («Бабье лето») в 2001 году был выпущен на марийском языке издательством «Магариф» в Казани при поддержке Кабинета министров Республики Татарстан.
Напротив Казанской художественной школы на углу улиц Грузинской и Институтской, теперь К.Маркса и Л.Толстого, располагался корпус коммерческого училища. В его зале 12-17 февраля 1918 года проходили заседания национального областного съезда мари. Большинство из 98 его делегатов составляли военные казанского гарнизона, поэтому одними из основных рассматриваемых на нем вопросов стали создание национальных воинских подразделений в формирующихся частях Красной Армии и поддержка советской власти. 18-24 февраля заседания съезда были продолжены в зале городской судебной палаты на Воскресенской улице.
В здании бывшего коммерческого училища теперь располагается Казанский государственный аграрный университет, основанный 22 мая 1922 года как институт сельского хозяйства и лесоводства на базе открывшихся 25 июня 1918 года лесного факультета Казанского университета и 2 января 1919 года Казанского политехнического института. На базе его факультета лесоводства возник лесотехнический институт, переведенный в 1932 году в Йошкар-Олу и переименованный в Поволжский лесотехнический институт. На стене здания аграрного университета установлена памятная доска: «Здесь с 1924 по 1938 год работал вице-президент Всесоюзной ордена Ленина академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина академик Мосолов Василий Петрович».
В.П.Мосолов – первый марийский академик, родился в 1888 году в селе Черемисский Турек Уржумского уезда. После окончания Александровской Нартасской низшей сельскохозяйственной школы работал в учебном хозяйстве земского училища села Масловка Лаишевского уезда, Лаишевском ремесленном училище, опытном хозяйстве Казанского земледельческого училища.
В 1919 году он поступил на агрономический факультет Казанского политехнического института, откуда через два года перевелся в Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А.Тимирязева.
С 1922 года В.П.Мосолов – в Казанском институте сельского хозяйства и лесоводства, заведовал кафедрой общего земледелия, подготовил целую плеяду агрономов для национальных республик Поволжья. Как исследователь он занимался проблемами изыскания путей и методов борьбы с засухой, вымерзанием и вымоканием полевых культур. По праву считается одним из основателей казанской агрономической школы. В 1935 году был избран действительным членом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ).
Академия наук Татарстана учредила ежегодную именную премию имени В.П.Мосолова в области сельскохозяйственных наук.
К коммерческому училищу по улице Институтской примыкало находящееся в глубине парка здание Родионовского института благородных девиц, основанного в 1841 году на средства помещицы А.Н.Родионовой. С 25 июня 1918 года оно было передано вновь создававшемуся лесному факультету Казанского университета. В 1922-1931 годах здесь размещался Восточный педагогический институт, созданный на основе Казанского учительского института, учрежденного в 1876 году и располагавшегося до этого в угловом двухэтажном каменном здании на пересечении улиц Грузинской и Жуковского.
В Казанском учительском институте в 1910-х годах учились автор учебников для горномарийских школ И.Т.Матюков-Митюк, состоявший в годы учебы регентом Кирилло-Мефодиевской церкви; организатор народного образования в марийском крае, удостоенный в 1923 году звания Героя труда, М.И.Веткин.
При институте имелось городское двухклассное училище. В нем учился П.Т.Эшкинин, сын крестьянина марийской деревни Новый Карамас Царевококшайского уезда.
При Восточном педагогическом институте в 1924 году было образовано марийское отделение. С самого начала его открытия до 1931 года здесь работал преподавателем марийского языка В.М.Васильев. Он явился инициатором создания научного общества мариведения, изучения студентами отделения финского языка. Одновременно с ним в вузе трудились чувашский и удмуртский просветители Н.В.Никольский и И.С.Михеев, преподававшие впоследствии в Марийском педагогическом институте. При отделении были созданы марийское землячество и марийский хор. Землячеством для марийских студентов казанских вузов и техников выпускалась многотиражная газета «Шинчымаште – вий» («Знание – сила»). Руководил хором известный местный дирижер И.С.Морев, организовавший его выступления в рабочих клубах города и Татарском академическом театре. На вечерах землячества не раз со своими стихами выступал К.И.Иванов- Йыван Кырля, тогда студент рабфака Казанского университета и участник марийского хора.
В Восточном педагогическом институте учились одна из первых марийских женщин-ученых О.Г.Хорошавина-Сурикова, писатели и журналисты И.А.Шабдаров-Шабдар Осып, А.А.Деревяшкин — Айзенворт, В.Д.Данилов- Важмар, М.А.Аюпова-Майн и И.А.Ижболдин, известные учителя П.А.Кашков, Н.И.Иванов, П.Г.Зайцев, А.И.Афанасьев. Здесь преподавали Г.Г.Кармазин-Эвайн, автор первых орфографических правил марийского языка, получивший звание доцента, и И.Е.Романов, заведующий марийским отделением и ставший первым директором созданного в 1931 году на его базе Марийского агропедагогического института.
Улица Карла Маркса заканчивается Арским полем. Оно сейчас официально именуется полем Н.Е.Ершова и ограничивается с севера центральным парком культуры и отдыха им. М.Горького, востока Арским кладбищем, юга зданием духовной академии и высших женских курсов. Здание высших женских курсов открыто в 1909 году. К нему северным фасадом выходил корпус духовной академии, построенный в 1846-1849 годах. С 1852 года академией издавался журнал «Православный собеседник», в котором в 1913 году была опубликована статья Т.Е.Ефремова «Роль песен у черемис в их племенной языческой жизни».
Академия осуществляла учебный и духовный надзор за всеми низшими и средними православными учебными заведениями от Нижнего Новгорода до Кавказа и по всей Сибири. При ней еще в начале 19 века была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году здесь открывается переводческий комитет, а в 1854 году — миссионерские отделение, преподавателем которого был назначен В.П.Вишневский, хороший знаток марийского и чувашского языков. Ему принадлежит труд «О религии некрещеных черемис: из записок миссионера», изданный в 1856 году и переведенный в 1869 году на французский язык.
В миссионерской деятельности академии важная роль отводилась созданному в 1867 году Братству святителя Гурия. Его возглавил выпускник академии Н.П.Ильминский. Братство поставило своей целью укрепление православия и содействие распространению веры среди инородческого населения и энергично взялось за устройство церквей, учреждение школ, распространение книг на инородческих языках.
В 1868 году при Братстве была учреждена особая переводческая комиссия. Ее работа заключалась не только в издании богослужебных книг, но и в подготовке и переводе школьных учебников для инородческих школ. К работе в ней привлекались наиболее подготовленные священники и учителя. Из марийцев это были Т. и И.Т.Удюрминские, Г.Я.Яковлев, Н.Смирнов, Т.С.Семенов, А.Н.Кидалашев, П.И.Ерусланов.
За годы существования Братства только на марийском языке им были изданы свыше сорока наименований книг. В том числе целый ряд букварей. Так уже в 1867 году был напечатан первый букварь на горномарийском языке «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения», подготовленный учителем черемисской школы Козьмодемьянского уезда И.М.Кедровым и переведенный на луговое наречие учителем Уньжинской центральной черемисской школы Г.Я. Яковлевым. Вскоре был издан также «Букварь для начального обучения черемисских детей русской грамоте» С.А.Нурминского.
Н.И.Ильминский прославился как выдающийся просветитель 19 века. Он имеет огромные заслуги в унификации письменности многих народов края, создал особую систему образования инородцев, известную как «система Ильминского» и повлиявшую на развитие образования многих народов России.
Духовную академию закончил в 1811 году Андрей Данилович Кудрявцев-Альбинский, проверяющий выпускников Казанской духовной семинарии на знание марийского языка в 1820-х годах, составитель «Букваря для обучения чтению по-черемисски», изданного в 1832 году в типографии императорского Казанского университета в качестве приложения к его книге «Начатки христианского учения или краткая священная история и краткий катехизис на черемисском языке горного наречия с присовокуплением кратких правил для чтения».
В академии учился известный марийский просветитель Сергей Андреевич Нурминский, родившийся в с.Владимирское Козьмодемьянского уезда, сын марийского священника села Нурма. По его ходатайству были открыты первые национальные училища для марийцев в селах Елеево, Сернур и Торъял Уржумского уезда.
Вольнослушателем миссионерского отделения академии был назначенный по ее окончании в 1907 году епархиальным инородческим миссионером Вятской губернии Павел Петрович Глезденев, автор научных работ « Юридическая сторона брака черемис» и «О черемисах Уфимской губернии», опубликованных в конце 19 века, один из редакторов марийского календаря, издатель и редактор первой газеты на марийском языке «Война увер» («Военные вести»), издававшейся в Вятке в 1915-1917 годах на средства Вятского губернского земского собрания. Свободно владея помимо родного марийского русским, татарским, чувашским и удмуртским языками, он проводил для духовенства Вятской епархии краткосрочные курсы по изучению инородческих языков. «Военные вести» одновременно выпускались им также на удмуртском и татарском языках.
Напротив духовной академии располагался парк «Русская Швейцария», обширный участок смешанного леса, выросшего на высоком, изрезанном оврагами берегу Казанки.
Это было излюбленное место отдыха горожан. Летом здесь устраивались балаганы, качели, карусели, появлялось множество бродячих музыкантов. Только здесь можно было встретить чувашских и марийских скрипачей и гусляров, игравших для публики во время Троицкой недели. Одним из них был крестьянин марийской деревни Шиньша П.Т.Терентьев, вернувшийся с Парижской всемирной выставки музыкальных инструментов 1907 года с прозвищем «черемисский Паганини».
Ныне в Казанской Швейцарии расположен городской парк культуры и отдыха им.М.Горького.
Чуть подальше от духовной академии, на одной с ней линии находилась центральная крещенотатарская школа, основанная священником, крещеным татарином из крестьян Василием Тимофеевым и открытая еще в 1864 году благодаря содействию Н.И.Ильминского.
Центральная крещенотатарская школа в 1867 году стала первым учебным заведением Братства святителя Гурия, в котором взялись на практике внедрять новую систему просвещения инородцев, разработанную Н.И.Ильминским. Братство с этой целью учредило также центральную черемисскую школу в селе Уньжа Царевококшайского уезда и центральную вотскую в селе Карлыган Уржумского уезда Вятской губернии.
В центральной крещенотатарской школе учились также дети восточных марийцев. Такое название ввел в науку для обозначения марийцев Закамья и Приуралья сам Н.И.Ильминский.
А чуть дальше от крещенотатарской школы в 1907 году появились корпуса ветеринарного института, учрежденного в 1873 году и размещавшегося до этого в арендуемых зданиях в центральной части города. До 1917 года его закончили свыше двух тысяч человек, в том числе организатор первой в марийском крае кумысной фермы И.А.Сокольский и И.И. оробьев, сын сельского учителя из Козьмодемьянского уезда, положивший начало работе ветеринарного диагностического кабинета и бактериологической станции, выпустивший несколько книг и брошюр по ветеринарии на марийском языке. В ветеринарно-фельдшерской школе при ветеринарном институте учился А. Ф. Муравьев-Сайн, известный мастер-сыровар.
От университетского квартала бывшая улица Поперечно-Воскресенская, а сейчас Астрономическая, названная по располагающейся на ней университетской астрономической обсерватории, спускается к улице А.Н.Островского, находящейся в северо-восточной стороне нижней части города. На этой бывшей Вознесенской улице, напротив бывшего купеческого собрания, а сейчас театра юного зрителя, находится каменное двухэтажное здание купеческого особняка, построенного в 1908 году. Весной 1918 года в нем разместился образованный на национальном областном съезде мари комиссариат мари во главе с В.А.Мухиным, вошедший в состав комиссариата по делам отдельных народностей Поволжья при Казанском губернском совете. Здесь же поместился вскоре и казанский губернский подотдел центрального отдела мари, созданного 15 июля того же года при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР, а также ячейка коммунистов-мари. В декабре 1918 года комиссариат мари был реорганизован в секцию мари отдела национальностей при Казанском губернском исполкоме. Невольным свидетелем произошедшего оказался композитор И.С.Ключников-Палантай, зашедший сюда за направлением на работу в Краснококшайскую учительскую семинарию.
Одним из первых практических дел подотдела стало устройство переводческо- издательского отдела, культурно-просветительской секции и выпуск новой, советской и пролетарской, газеты, призванной стать официальным органом отдела мари при Наркомнаце РСФСР. И 1октября 1918 года вышел первый номер новой газеты «Йошкар кече» («Красный день») под редакторством В.А.Мухина-Сави. Он уже был известен как автор опубликованных в «Известиях Казанского губернского совета крестьянских депутатов» статей «Призыв к черемисской интеллигенции», «Пора проснуться», «План будущей организации черемис». Позже газету редактировал также Л.В.Васильев. При нем она стала выходить тиражом в пять тысяч экземпляров. По возвращении в ноябре 1919 года из Туркестана в газете почти полтора года трудился основоположник марийской литературы С.Г.Гиригорьев-Чавайн. Среди ее активных авторов значились Н.А.Алексеев-Мукш, И.Т.Беляев, Г.И.Голубкин-Кеде, Н.М.Орлов, И.П.Петров, П.К.Карпов, А.Д.Кедрова, А.Н.Кидалашев-Кыдам, Т.М.Коротков-Ямбос, С.С.Кочкарев, В.В.Логин, А.Р.Романов-Позанайн, В.Т.Соколов-Вачий, М.М.Товашов-Миронов, А.П.Шумелева.
С 17 января 1919 года подотделом был налажен также выпуск газеты «Незерын шамакшы» («Голос бедняка») на горномарийском языке. Ее редактировал Н.В.Игнатьев, основоположник горномарийской литературы, публиковавшийся ранее в местной газете «Казань». Газета имела тираж в две тысячи экземпляров.
Подотдел активно занялся подготовкой политических брошюр и книг на марийском языке. Им издавались также учебники для марийских школ, произведения марийских поэтов, писателей и драматургов. За два года его работы было выпущено свыше 150 наименований книг, создано Марийское издательство в Казани, действовавшее до 1923 года и выпустившее первый номер журнала «У илыш» («Новая жизнь»).
При непосредственном участии подотдела был создан и первый советский Передвижной театр народа мари, уже в марте 1920 года устроивший спектакли для марийских красноармейцев казанского гарнизона и Запасной армии. Его репертуар включал пять пьес, в том числе И.А.Борисова-Тыныша Осыпа «Закон шумлык» («Из-за закона»), П.П.Глезденева «Мужедше» («Гадалка») и И.Т.Беляева «Тупеля илыш» («Жизнь наизнанку»).
И все же главным делом подотдела стала организация автономии марийского народа. Для рассмотрения этого вопроса в Казани 7-15 февраля 1920 года было созвано первое Всероссийское совещание активных работников мари, а 20-24 июля 1920 года — Всероссийская конференция коммунистов мари. На конференции было принято положение об автономии Марийской трудовой области, которое легло в основу подписанного 4 ноября 1920 года В.И.Лениным и М.И.Калининым декрета ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании автономной области марийского народа».
В 1928-1942 годах в этом здании жил татарский писатель и драматург Шариф Камал, теперь в нем его мемориальный дом-музей. В 1935 году здесь побывал марийский писатель и ученый Я.Я. Ялкаев — Яныш Ялкайн, поэтически выразивший значение этого дома для марийской истории в стихотворении «Озаҥысе пӧрт» («Казанский дом»).
Хотя Казань не раз переживала лихие времена, была в самой гуще крестьянских волнений и восстаний нерусского населения, но при всем драматизме взаимных счетов здесь никогда не существовало ненависти. Еще в 1583 году казанский архиепископ Гермоген отмечал, что «многие русские полоняники и неполоняники живут у татар, и у черемис, и у чувашей, и пьют с ними и едят с одной посуды, и женятся у них». К 1917 году в Казани проживало 206,6 тыс. жителей пятнадцати национальностей. В Суконной слободе существовала Болдырская слободка, населенная людьми от смешанных браков между русскими и инородцами- чувашами, марийцами и удмуртами.
Бывшая Вознесенская улица заканчивалась у Поперечно-Гергиевского переулка в Суконной слободе. В этом районе, в начале подъема из нижней части города в верхнюю, в построенном в 19 веке четырехэтажном здании Петровского училища в 1918 году размещался штаб интернационального батальона имени Карла Маркса, куда входили изъявившие желание служить в рядах Красной Армии бывшие военнопленные австрийской и германской армий из немцев, венгров, чехов, а также добровольцы из татар, чувашей, марийцев. Батальон участвовал в освобождении Казани от белочехов и белогвардейцев.
У Булака Казань разделилась как бы на две части- русскую и татарскую. Зримая граница между ними проходила вдоль протока и цепи казанских озер- Ближнего, Среднего и Дальнего Кабана. По обеим сторонам этой водной межи находились как бы Восток и Запад.
На левой набережной протока Булак рядом со знаменитыми царскими лугами на углу улиц Московской и Сенной образовалась базарная площадь – Сенной базар, которая очень скоро стала сердцем Старотатарской слободы (в 1768 году с утверждением регулярного плана Казани Татарская слобода разделилась на Старотатарскую в городской черте и Новотатарскую в предместье), превратившись в одну из самых экзотических достопримечательностей Казани. Здесь совершались торговые сделки, собирались ярмарки, делались покупки. На базаре можно было встретить и марийских торговцев, предлагавших, как правило, древесный уголь, сосновую смолу и мочало.
С 1849 года украшением Сенного базара стала Сеннобазарная соборная мечеть, расположенная в юго-западном углу площади. Напротив нее, тоже на углу, размещались номера гостиницы «Булгар».
На первом этаже размещались магазины, чайная, редакция газеты «Юлдуз» («Звезда») — самой популярной среди татарского населения Казани, издательство «Магариф» («Просвещение»).
В чайной «Булгара» происходили встречи обучавшейся в различных учебных заведениях Казани марийской молодежи. Она стала для нее своеобразным клубом приятного времяпровождения. Тем более, что почти вся она знала татарский язык и в переводчиках не нуждалась.
В 1872 году по инициативе миссионера Н.И.Ильминского на берегу озера Кабан, в Крещено-Татарской слободке, на улице Левая набережная Кабана открылась Казанская инородческая учительская семинария, призванная готовить учителей русского языка для нерусских миссионерских школ. Директором ее до самой смерти в 1891 году был сам Н.И.Ильминский.
Семинария представляла собой среднее учебное заведение для 240 учащихся. С 1877 года полный ее курс включал 4 года обучения. При ней был открыт также подготовительный класс и четыре начальные школы – чувашская, марийская, мордовская и удмуртская.
Большое внимание в семинарии уделялось церковному хоровому пению и игре на скрипке. Это было заложено еще в бытность работы здесь в 1880-х годах преподавателем пения и музыки Степаном Васильевичем Смоленским, музыковедом, хоровым дирижером и палеографом, много сделавшим для издания сборников молитв на марийском языке, подготовки регентов с правом организации певческих хоров. Его дело продолжил Николай Иванович Суворов, известный фольклорист, записавший 243 марийские песни и напевы, хранящихся сейчас в архивах Финно-угорского общества в Хельсинки. Это при нем в семинарии возник марийский хор, руководимый Игнатием Матюковым.
С открытием инородческой учительской семинарии Казань превращается в один из центров подготовки миссионеров для народов края, несших в их среду не только идеи и догмы христианства, но и зачатки грамотности и профессиональной культуры. Семинария напрямую связана с зарождением вследствие первой русской революции 1905 года периодической печати и национальной литературы местных финно-угорских народов. Возникновению марийской печати и литературы способствовало прежде всего издание ежегодника «Марла календарь» («Марийский календарь») в 1907-1913 годах.
В 1905 году при общежитии семинарии с подачи учителя черемисской начальной школы П.П.Глезденева образовался земляческий кружок, названный «Озан мари» («Казанские марийцы»). В него вошли Д.И.Адаев, В.А.Мухин, Г.Е.Еремеев, С.Г.Гаврилов-Эпин, а также В.М.Васильев, П.П.Глезденев и П.М.Кунаев. Вскоре к ним присоединился С.Г.Григорьев – будущий поэт Чавайн, заявивший о себе на одном из собраний землячества стихотворением «Ото» («Роща»).
На одном дыхании он прочитал им свое сочинение, которому суждено было стать первым оригинальным произведением марийской литературы.
Однажды на очередной встрече землячества, как вспоминал позже В.А.Мухин, П.П.Глезденев произнес: «Все малые народы стали пробуждаться. Чуваши газету выпускают. Татары о «федерации» ведут разговоры. Марийцам от них не следует отставать и отделяться. Нужно пробуждать марийцев. Вы учитесь в семинарии. Вам сейчас же необходимо подготовиться для оказания помощи своему народу. Если мы сами себе не поможем, никто продвигать вперед марийский народ не будет». Он предложил выпустить для начала в помощь народу календарь на марийском языке, который помог бы марийцам повернуться лицом к знаниям и просвещению.
«Среди всех книг самая нужная – календарь. Поэтому мы решили издавать календарь по-марийски», — говорилось в предисловии вышедшего 24 марта 1907 года первого марийского календаря на 1907 год. Его редакторами-издателями значились П.П.Глезденев и В.М.Васильев. Календарь тиражом в 2,4 тыс. экземпляров был напечатан в Центральной типографии, располагавшейся в доме купчихи А.Перминовой на Казанской улице под кремлевской крепостью.
Помог его издать депутат Государственной думы 2-го созыва от Казанской губернии З.М.Таланцев, принадлежавший к известной купеческой фамилии, владевшей землей и мельницей в Царевококшайском уезде.
В марийских календарях 1907-1913 годов публиковали свои произведения Ф.А.Букетов, Н.Ф.Миклишев-Бутенин, В.М.Васильев-Упымарий, Ф.Е.Егоров, Т.Е.Ефремов, М.С.Герасимов-Микай, С.Г.Григорьев-Чавайн, Г.Г.Кармазин-Эвайн, И.Н.Коведяев-Умшар, П.М.Кунаев. Это были первые марийские стихи, басни, очерки и рассказы.
Марийские календари способствовали формированию марийского литературного языка и литературы, пробуждению национальных чувств народа, становлению национальной интеллигенции, активизации издания светских книг на марийском языке. Их распространением занимались в основном сельские учителя и священники.
Издание книг на инородческих языках в крае с 1907 года правительственным распоряжением было переложено с переводческой комиссии при Братстве святителя Гурия на переводческую комиссию при управлении Казанского учебного округа. Ее возглавил Н.Ф.Катанов, профессор Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания императорского Казанского университета и председатель Общества археологии, истории и этнографии при нем.
Уже с первых номеров марийские календари подлежали рассмотрению в новой переводческой комиссии. С участием переводческой комиссии были изданы книги для чтения на восточном и луговом наречии «Тӱҥалтыш марла книга» («Начальная марийская книга») П.П.Глезденева, «Вес марла книга» («Другая марийская книга») П.П.Глезденева и В.М.Васильева, «Кумшо марла книга» («Третья марийская книга») С.Г.Григорьева-Чавайна и В.М.Ипатова, «Наглядный черемисский букварь и первая книга для чтения на луговом наречии» В.М.Васильева и Г.Г.Кармазина. К 1917 году количество напечатанных книг на марийском языке дошло до 200 наименований. Были начаты работы по созданию русско-марийских словарей на восточном и луговом наречиях.
В Казанской инородческой учительской семинарии 7-14 июня 1918 года состоялся второй Всероссийский съезд народа мари, созванный Центральным союзом мари и прошедший одновременно со съездом Союза мелких народностей Поволжья. В нем приняли участие 118 делегатов при отсутствии представителей от горных марийцев. На съезде широко обсуждались вопросы национального образования и культуры, получили поддержку идеи создания «общепонятного» марийского литературного языка и «автономной государственной единицы областного типа» для местных национальностей в противовес проекту Татаро-Башкирской республики. Делегаты высказались за объявление заповедными священных марийских рощ кусото, объединение усилий Центрального союза и Комиссариата мари в консолидации народа, организацию секций мари при наркомнаце РСФСР, губернских и уездных исполкомах.
Вскоре после проведения съезда Казанская инородческая учительская семинария была закрыта. За годы существования ее закончили 1,5 тыс. человек, в том числе 686 русских, 243 татар, 179 чувашей, 128 марийцев ,70 удмуртов. Здесь учились основоположник марийской литературы С.Г.Григорьев-Чавайн, писатели и журналисты Д.И.Адаев, С.Г.Гаврилов-Эпин, П.И.Вавилов-Монарын, Ф.Д.Данилов- Важмар, Ф.Е.Егоров, В.М.Ипатов-Иванов, И.М.Токмурзин-Ломберский, М.Ф.Токмурзин-Тошто, автор первого марийского гимна Т.Е.Ефремов, композитор Н.А.Сидушкин, видные общественные деятели А.М.Баронов, В.А.Мухин-Сави и С.А.Черняков, а также Е.Ермаков, К.Родионов, С.Семенкин, С.Иванов, А.Советкин, П.Пеньков, М.Клюков, А.Эшкинин, С.Греднев, А.В.Григорьев, М.И.Веткин, исключенные из нее за участие в нелегальном кружке при Союзе учащихся средних учебных заведений Казани, организованном членом Казанского комитета РСДРП В.М.Скрябиным-Молотовым.
Семинарию окончили экстерном со званием учителя инородческой начальной школы И.П.Петров, сыгравший в будущем ведущую роль в становлении автономии марийского народа, Т.М. Коротков-Ямбос, впоследствии член комиссии по подготовке Краснококшайска к выполению функций областного центра; и М.С.Герасимов-Микай, первый марийский баснописец и педагог, удостоенный в 1924 году звания Героя труда.
Ежегодно 30 августа в День республики и города на общий праздник сходится вся многонациональная Казань, и расцветают радугой национальных костюмов, узоров и орнаментов все главные улицы и площади.
За многие века Казань обживали многие марийцы. Сейчас их здесь проживает свыше 3,2 тыс. Рабочие и ученые, студенты и учителя, поэты и музыканты, художники и артисты. Неисчислимы узы, которыми связаны с Казанью и Татарстаном Йошкар-Ола и Республика Марий Эл. Не подлежит никакому сомнению, что большая часть культурных влияний на марийцев шла через татарскую столицу и землю. Казань остается для ученых сокровищницей уникальных материалов по истории марийского народа. В ее архивах, библиотеках и музеях хранятся бесценные документы, книги и картины, имеющие прямое отношение к марийской культуре. Без казанских источников немыслимы марийская археология и этнография.
Казань удивительно поэтический город. Сколько посвящений ей сделали писатели и поэты, композиторы и художники! Она нашла достойное отражение и в марийской литературе и искусстве. Начало этому было положено еще первой марийской балладой Ф.А.Букетова об озере Кабан, опубликованной в марийском календаре за 1913 год, и альбомом офортов «Казанский кремль», изданным художником В.В.Кудряшевым в 1922 году.
Ярко светишь ты уездам захолустным и глухим.
Возвышаясь горделиво, путь указываешь им.
В Спасск и Чар лучи доходят, озаряешь ты Малмыж,
Чистополь и Чебоксары, Тетюши и Мамадыш, —
так писал о Казани собрат первых марийских поэтов и писателей выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай, не раз встречавшийся с ними в гостинице «Булгар» и на Сенном базаре, имея в виду под Чаром марийскую Чарлу – Царевококшайск. Казань в то время для марийцев была озаряющим лучом в развитии языка, литературы и искусства. И сейчас она остается для них примером в возрождении национального духа и культуры.
Справка:
Руслан Аркадьевич Бушков по национальности мари, историк, кандидат исторических наук, журналист, учредитель Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия марийцев Республики Татарстан».
Материал издан местной общественной организацией «Национально-культурная автономия марийцев г.Казани» на основе статьи Р.А.Бушкова «Заря мари занималась в Казани».