(16 февраля) В Москве, в Центре современного искусства «Винзавод» открылась необычная выставка под названием «МАРИ. RESEARCH» («Мари. Исследование»). Работа выставки продлится до 8 марта.
Впервые марийская культура попала в фокус исследования не с точки зрения традиционной визуальной этнографии, а как экспериментальный междисциплинарный проект в области так называемой «плоской онтологии», когда наблюдатели находятся в одной системе координат с объектом исследования. При этом знание перестает быть иерархичным, а сама реальность, запечатленная в работах фотохудожников, становится мини-исследованием. Такой подход, по мнению куратора выставки, кандидата географических наук, художницы Софьи Гавриловой исключает возможность отражения параллельной «парадной» действительности в отличие от повседневной, реальной. И одновременно позволяет увидеть ту Россию, что скрыта от нас расстояниями, стереотипами и клиповой нарезкой новостных лент.
Экспонаты – фотографии, предметы быта, аудиозаписи, видеоинсталляции – не являются единственным предметом выставки. Высказывания и комментарии ученых, сам акт осмысления выставки также становится частью ее пространства. Например, 12 февраля здесь прошел «круглый стол», в котором активно участвовали антропологи, искусствоведы, философы, художники, социологи и даже урбанисты. Последние особенно наглядно соединили традиционную марийскую культуру и актуальные проблемы современного градостроительства.
«Марийский язык очень красивый и мелодичный. Когда я слышу марийскую речь, она напоминает мне пение птиц», – говорит японец Икуро Куваджима. Икуро живет и учится в Казани и за последние полтора года совершил несколько запоминающихся поездок в Марий Эл на моления и новогодний праздник Шорык йол.
«Марийская культура завораживает своей игрой, – это уже Альбина Шаймуратова. – В ней много места творчеству, свободной импровизации».
«Меня привлекло в первую очередь яркое своеобразие культуры, – делится Федор Телков. – В Свердловской области уральские мари живут анклавом, но при этом сохранили и язык, и музыку, и традиции. Конечно, сыграло свою роль и то, что я тоже на четверть мари, это родная и близкая мне культура. Но здесь я подошел скорее не как патриот, а как художник».
«Наиболее ярким моментом, конечно, является традиционная вера марийцев. До сегодняшних лет они сохранили свою веру без каких-либо попыток возрождения, то есть она просто вышла из тени», – говорит научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Дмитрий Доронин.
«Этот проект рожден самой жизнью, – подытоживает Софья Гаврилова. – Это тот случай, когда не мы выстроили схему и подобрали фотоработы, а именно художники пришли и принесли интереснейший фотоматериал».
Из сотрудничества ученых и художников и родилось арт-пространство выставки, излучающее свою собственную атмосферу – загадки, тайны, волшебства. Дремучие марийские леса, необычные фигуры «без лиц» и моления в священных рощах на фотоработах соседствуют с размещенными в зале искусно вышитыми льняными полотенцами, затейливой резьбой деревянной утвари и тонкой вышивкой на праздничных костюмах нижегородских мари и предметах современного быта от Землячества Марий Эл в Москве. Откуда-то издалека слышится пение птиц и марийские свадебные напевы, а на видеоинсталляции можно увидеть настоящий заговор на здоровье больному ребенку, прочитанный марийской бабушкой-шӱведыше.
Вячеслав Теркин из Тоншаево Нижегородской области был приглашен в Москву специально для этого проекта. Энтузиаст и хранитель родной культуры, он привез около 30 уникальных экспонатов, спасенных им от забвения. Вячеслав Васильевич любовно рассказывает об истории обретения каждого объекта, совершенно не задумываясь, какую огромную ценность он доставил в столицу в обычных чемоданах.
Например, нагрудные украшения с несколькими рядами тяжелых серебряных «царских» монет. Или изумительно вышитый головной убор – «сорока». «Это еще что! – машет рукой Вячеслав. – Вот в 30-х годах прошлого века к нам, в Тоншаево, приезжали этнографы из Санкт-Петербурга. Они увезли с собой огромную коллекцию украшений и одежды. В материалах указано, что только одних «сорока» было 800 экземпляров, и на каждой был свой собственный неповторимый узор! Где они сейчас? Лежат, скорее всего, в запасниках. А ведь это живая история, ее надо показывать людям, чтобы народ гордился своими мастерами, своим искусством!»
Но выставка интересна не только своим удивительным историческим наследием. Арт-пространство выставки представляет собой площадку для артикулирования и осмысления важнейшей тенденции к взаимодействию современного искусства и социальных и гуманитарных наук в России. Как говорит один из кураторов выставки Николай Ссорин-Чайков, научный сотрудник и преподаватель кафедры социальной антропологии Кембриджского университета, завотделом Сибири и Севера, Институт этнологии и антропологии РАН, это первый проект в контексте «плоской онтологии» и, безусловно, такая самобытная культура как марийская позволяет масштабнее исследовать практику общественных наук в качестве предмета и контекста художественной рефлексии.
Информация предоставлена Информационному центру «Финноугория» Еленой Минилбаевой. Фото автора и Владимира Луповского