(19 июля 2017) Журналист из Мамадышского района стала участником марийского обряда жертвоприношения. Делимся с вами эксклюзивным материалом.
Если спросить любого жителя района, что он знает о марийцах, думаю, респондент затруднится с ответом. Мы, действительно, практически ничего не знаем о людях той национальности, что проживают рядом с нами. Лично я смогла бы апеллировать до этого времени лишь к единственному факту – марийцы в национальном составе Татарстана занимают шестую строчку сверху! Но стоило провести один день в деревне Гришкино, как горизонты моих знаний о финно-угорском народе значительно расширились.
Еще в июне я получила приглашение от семьи Баймурзиных принять участие в обряде жертвоприношения, который по времени, обычно, приходится на Петров день. И вот 11 июля мы отправились в Гришкино, куда попасть, по причине распутицы, в дождливые дни оказалось не так-то просто. К счастью, нас встречал на «Ниве» Вадим Баймурзин, который довольно быстро вытащил «севший» журналистский транспорт. Подъезжаем к крепкому хозяйству, нас приглашают в дом. Прохожу и понимаю, что подготовка проведена основательно и наше участие не обойдется лишь двухчасовым пребыванием. В комнате сидят местные бабушки, настроение у них чувствуется очень веселое, я бы даже сказала торжественное. Из другой комнаты выходит очень статный седовласый мужчина, отчего все собравшиеся сразу подтянулись. Знакомимся. Третьяков Олег Александрович – Верховный Карт марийцев Татарстана, председатель национально-культурной автономии (НКА) марийцев республики, кандидат педагогических наук, прибыл из Агрызского района со своей супругой Екатериной Николаевной. Влажные волосы свидетельствуют о том, что человек только что помылся. Он будто прочел мои мысли и учтиво предложил сделать то же самое! Я улыбнулась, восприняв это за шутку, однако ответ не замедлил себя ждать: «Участник обряда должен это сделать непременно, иначе мы не сможем вас к нему допустить». Я отправляюсь в баню, провожу там считанные минуты, чтобы не упустить чего-то интересного. В это время под громкие молитвы Карта мужчины выводят со двора жертвенного барана.
Прежде чем ехать на мероприятие, я, конечно, вооружилась информацией о марийских язычниках.
Справка
Они именуют свою веру марий кумалтыш (то есть, марийское моление). Поклоняются пантеону богов во главе с верховным небесным Ош Поро Кугу Юмо. Пересказывают древние мифы и стараются дать им современную интерпретацию. Для общественных молитв и жертвоприношений собираются в священных рощах — кусото.
Девять взрослых людей и два ребенка будут участниками обряда – все они — одна большая семья. Выйдя со двора, начинаем рассаживаться в транспорт, а им оказался трактор, в котором мне предоставили почетное место в кабине.
Хозяйка дома — 76-летняя Александра Пиктубаевна Баймурзина похлопывает рукой по колонке и, улыбаясь, говорит: «Ну, все, закончились наши мучения. 54 года я прожила в этом доме без воды. 122 ступеньки по лестнице вверх и столько же — вниз каждый день, к роднику. Поедем сегодня благодарить, ведь на последнем молении просили воду в дом».
Делаю для себя вывод: значит, обряд носит характер либо прошения, либо благодарения!
— А в каждой марийской деревне есть священные рощи? – спрашиваю у Карта.
— В каждой деревне есть. У нас в Кулегаше (деревня в Агрызском районе) три рощи. И во всех проходят моления и жертвоприношения. Я пять раз выходил на моление с аргамаком. У нас двухгодовалый необъезженный жеребец — самое высшее жертвоприношение. В последний раз я приезжал с аргамаком в Марий Эл, когда мы регистрировали федеральную национально-культурную автономию. У нас получилось пройти все этапы и зарегистрировать ее первыми из всех финно-угров. Даже у башкир это пока что не получилось! Любое дело надо начинать с молитвы…
В тележку трактора уложено необходимое: посуда, вода, продукты, колотые дрова, ну и, конечно, сам баран. Все уселись, тронулись в путь к священной роще. Она находится на окраине деревни, на возвышенности, а окружает и оберегает ее по кругу небольшой овраг, будто природа специально создала это место. Семье Баймурзиных пришлось изрядно потрудиться накануне. Сначала техникой скосили траву на участке дороги в 300 метров, а потом вручную очистили место для обряда. Привлекли к работе старшего сына Артема: вот вам и трудовое, и духовное воспитание. На пути следования останавливаемся возле речки, чтобы набрать воды. Почерпнуть ее необходимо только по течению, против — уже не годится. Она понадобится, чтобы окропить барана. И здесь тоже есть свои нюансы: если животное не встряхнуло с себя воду, то его не принесут в жертву, и обряд будет считаться несостоявшимся. Довольно долго баран был просто окаменевшим, и мне казалось, что дело в нас, чужаках. Решила отвернуться, чтобы отвести взгляд и, к моему удивлению, животное сразу выполнило свою миссию, безусловно, только первую. Теперь он не баран, а подарок богам.
Центром святого места является священная липа – Онапу, которой не менее 200 лет. У основания она несколько раз обмотана липовыми хлыстами, каждый обряд добавляет еще один такой пояс. «Что это значит?», — задаю вопрос Олегу Александровичу. «Мы приглашаем сюда всех богов, и чтобы дерево смогло вынести такую тяжесть, нам надо его подпоясать, навроде меня – видите мой пояс».
Внушительный наряд Карта впечатляет: на голове белая шапка – теркупш, рубашка с традиционной вышивкой и белый кафтан – шобыр.
Борис Ибураев берет в руки нож и топор, но не для того, о чем вы подумали, читатели, пока рано! Мужчина проходит трижды вокруг святого места, он стучит ими друг о друга, тем самым «раскручивает, открывает рощу». Пока мужчины режут барана, женщины выкладывают на стол сначала листья папоротника, и только на них – хлеб, испеченные лепешки – эгерче, медовую воду. Разведены три костра, и это тоже особенность обряда. На первом готовится мясо для богов и людей, на втором внутренности, а на третьем -шкура и прочие отходы. Словом, после обряда в роще не должно остаться никаких следов от жертвоприношения. Длилось оно около четырех часов, и в течение этого времени Карт вместе с присутствующими неоднократно подходил к Онапу, чтобы прочесть молитву. Большую часть времени марийцы общались на своем родном языке, оно и понятно, ситуация обязывала, поэтому мне лишь иногда выпадала возможность задать вопрос, дабы уловить все тонкости процесса.
«Почему баранью кровь из ложки льют в костер, на то место, где было привязано животное, на священное дерево?» — «Через это действие доходят мои молитвы для очищения крови всех присутствующих и укрепления сердечно-сосудистой системы. Стоя на коленях, мы получаем огромную энергетику через землю», — констатирует главный мариец. К разговору подключается его супруга: «Энергетика на месте проведения обряда действительно мощнейшая. Это доказали специалисты, которые на молении в Ижевске отметили ее превышение от нормы в 300 раз».
Артем вместе с сестренкой Валерией с интересом наблюдали за происходящим и снимали все на камеру мобильного телефона. Верховный Карт радостно отметил присутствие детей, вместе с тем, был опечален, что их не так много. Поговорили в роще и о проблемах, связанных с демографией и закрытием национальных марийских школ и классов.
— А как Вы разговариваете с теми, кто пытается «ущипнуть» Вас относительно язычества?
— Когда я говорю с некоторыми собеседниками о вере, мне отвечают: «Я — православный». Спрашиваю: «А когда ты в последний раз ходил в церковь?». Отвечают: «Меня там крестили» или: «Нас там венчали». И это все? Но если расспросить: «А ходили ли вы ряжеными на Шорыкйол?» (это у нас как Новый год); «Катаетесь ли на санках и лыжах во время Уерня?» (наша марийская Масленица); «Потчуете ли предков во время Кугече?» (родительский праздник во время Пасхи), то выясняется, что во многих семьях все это строго соблюдают.
Чаще всего Карт общался в роще с 85-летней Анастасией Захаровной Пашмековой, которая, как выяснилось, является хранительницей всех традиций этой местности. Из четырех марийских деревень района – только в Гришкино живут язычники, в трех остальных — носители православной веры. Представителей этой национальности в Мамадышском районе около 1000 человек, в республике – 18868.
Во время обряда сырого мяса не остается, все оно варится в котле, затем женщины отделяют его от костей. В оставшийся бульон закладывается пшеничная крупа. Верховный Карт неоднократно читает молитвы, предпоследние — за тех, кто не может присутствовать в священной роще, но письменно отправили с ним свои сокровенные желания: кто-то просит о здоровье близких, кто-то сына – старого холостяка женить. В каждой записке лежат деньги, сумма не имеет значения, вся она пойдет в семью, которая организует жертвоприношение.
После того, как вареное мясо разделано, а кости выброшены в костер, наступает последний этап моления – люди просят о разрешении следующей насущной проблемы. А она здесь одна на всех – отсутствие дороги в Гришкино. Договорились, что в следующий раз благодарить будем вновь вместе!
Постскриптум
Возвращаясь на «Ниве» к своей машине мы разговорились с Вадимом Баймурзиным. Он поведал историю о том, как в 80-е годы житель Нового Кумазана по незнанию срубил ель в священной роще. Сразу после этого с ним приключился несчастный случай, а потом он и вовсе угодил на несколько лет в тюрьму…