(13 августа 2015)На историко-этнографическом комплексе «Полтыш курык» («Болтушина гора»), расположенном в Малмыжском районе Кировской области. Открылось чествование памяти марийского героя Полтыша.
Все проходило на должном уровне. Даже не помешал дождь, начавшийся по прибытию на Болтушину гору. Праздник (да будет это слово к месту) открыл один из старейших активистов Малмыжского края Николай Иванович Зайцев. Забегая вперёд, скажем, что инициатором, автором многих проектов экспонатов, расположенных на горе, и неутомимым воплотителем идей является он сам. Почти всё, что обустроено на этом историко-этнографическим комплексе, сделано его руками и при непосредственном его участии.
Н.И.Зайцев начал экскурс с нового экспоната – бортевого улья, установленного на Болтушиной горе за несколько дней до чествования. Улей этот стоит-возвышается у самого входа на территорию историко-этнографического комплекса и несёт важную смысловую нагрузку – символ дружной семьи, трудящейся во благо земли родной, ради продолжения своего достойного потомства. Ведь всем известно, что на Малмыжской земле уже столетиями в дружбе и согласии добрососедствуют четыре народа – удмурты, марийцы, русские, татары. История таит в себе многие перипетии, разные повороты и судьбы. Тем не менее, вопрос обустройства жизни родного края, добрососедство между марийцами, татарами, русскими и удмуртами всегда стояло на первом месте.
Да будет и впредь символом всего этого улей, сохранённый более сто лет как великая память о тружениках-марийцах. Внушительный его размер говорит вот о чём: возраст сосны, которую выдолбили специально для содержания пчёл, более 200 лет! И он аккуратно и бережно сохранён до наших дней.
«Наши предки завещали нам жить в дружбе как пчелы, да будут наши семьи дружными как пчёлы, трудолюбивыми как пчёлы. Нам чужды такие привычки, как лень, как попытка жить за счёт другого и чужого. Убереги наш Бог от употребления алкоголя и наркотиков. Это – наносы последнего времени. А пчелиная семья всегда наводила порядок в своём семействе. Поэтому мы также будем жить как пчёлы, трудиться как пчёлы, заботиться о своём будущем, как заботятся пчёлы…», – сказал марийский старейшина.
Далее путь паломников пролёг к «Каныме кӱ» («Каменю отдохновения»). Дружная бригада кетековцев привезла его сюда недавно и расположила неподалёку от бортевого улья. Этот огромный плоский камень человеческого размера и человеческой формы символизирует трудолюбие марийского народа и умение отдохнуть. Сама легенда о камне сводится к тому, что ему более ста лет и принадлежал марийцу-хлебопашцу Малмыжского края, который во время страды ложился на короткое время на этот камень, дабы не уснуть сильно и проспать драгоценное время. Отдохнувши, он снова принимался за крестьянский труд, чтобы семья жила в достатке. Теперь же, паломники, да и не только они, могут присесть, отдохнуть, набраться сил и продолжать свой ратный труд.
Эти два драгоценных экспоната достались историко-этнографическому комплексу «Полтыш курык» от потомков марийцев Китякской стороны, дед-прадед которых был репрессирован в 1930-х годах как кулак, т.е. стал «лишенцем», сослан в Сибирь.
Среди паломников был один из молодых Онаеҥов (жрецов) Михаил Айглов. По марийской традиции он произнёс молитву, благословляя святой камень и благодарил тех марийцев, кому принадлежал этот камень, которые сохранили его до наших дней и подарили историко-этнографическому комплексу. Камень стал символом крепости духа, разумного распределения своим временем и распоряжения своей судьбой.
Далее Н.И.Зайцев повёл людей к стеле известных людей Вятского края, а потом к сторожевой башне, прозванного коллективно по-марийски прямо на горе «Эскервер», значение которого более чем понятно…
За четыре года… Только на народные деньги и своими силами
Марийские общественники и общественные организации, которые по-настоящему стоят за свой народ, борются за сохранение и развитие всего того, что достигнуто и сделано нашими предшественниками, в основном рассчитывают только на свои силы. Понятно, что такое особенно в будущем нуждается во всеобщей поддержке, одновременно зависит от сегодняшней разумной деятельности.
Для ведения полноценной работы в этой области нужны финансы. Финансирования со стороны бюджета в условиях Марий Эл и правления Маркелова мы никогда не дождемся. И за последних 15 лет почти не получали реальной поддержки, если не считать некоторые единичные проекты. В Марий Эл халатно и бездушно относятся к разрушению устоявшегося уклада жизни, традиций, чем для его полноценного развития. Имеется ввиду не только невнимательность, но и закрытие школ, уничтожение инфраструктуры в сельской местности…
Поэтому люди, неравнодушные к этим проблемам, отстаивающие сохранение всего марийского, сегодня испытывают не только моральные издержки, также нуждаются в финансировании. А от сегодняшней республиканской власти ждать нечего. Даже для развития культуры. Сегодня марийская культура в полном упадке – то, что держится, что показывается, что еще теплится – это только за счет самих марийцев и их оставшегося потенциала, за счет желания самосохраниться. Возможно, для этого общественники сегодня прожигают свои последние силы. Но бездействовать не имеют морального права.
Поэтому общественные организации прилагают большие усилия для сохранения своей истории, культуры, зодчества, прикладного искусства.
За период 2011-2015 гг. общественниками на Болтушиной горе сделано немало историко-культурных сооружений.
Серьёзные продвижки были сделаны 2014 году. 30 июля группа энтузиастов из Марий Эл и Малмыжского района Кировской области работали над проектом дальнейшего обустройства «Историко-этнографического комплекса «Полтыш курык» – Болтушина гора». Как известно, над этим проектом вплотную начали работать 2009 году под руководством Владимира Козлова (Лайда Шемйэра) – директора «Центра-музея им. Валентина Колумба». В 2011 году на Болтушиной горе был установлен большой памятный камень – огромный карельский гранит. Все последующие годы здесь были проведены почтения памяти черемисско-марийского князя Полтыша. В 2013 году Болтушина гора приняла новый вид – памятный камень поднят на постамент, вокруг обсыпан уральским щебнем, а на северной стороне установлены высокие железные столбы с надписью «Пелед, тӱзлане», кугезе мланде» («Цвети, процветай, земля предков»). То же самое написано также на русском, удмуртском и татарском языках. Ведь на этой земле эти народы живут столетиями. В том же году была поставлена железная изгородь вокруг комплекса.
2014 году создан еще один экспонат – установлен частокол в виде имитации крепостной стены XVI века (что он из себя представляет – можно увидеть на снимках). А что нам преподнёс 2015 год – мы уже ознакомили наших читателей в начале статьи.
Марийским общественникам, «Марий ушем» и другим организациям нужна была поддержка…
И в первую очередь нужны финансы для полноценной деятельности, для следующих целей:
– общественные организации – не коммерческая структура. Они не зарабатывают деньги и не извлекают прибыль. Они в основном выкладывают свои средства для достижения уставных целей. Но так устроено, что всю свою жизнь полностью посвятить общественной работе не может никто. Иначе можно споткнуться как загнанная лошадь. Сегодня некоторые становятся немного похожими вот на эту лошадь: они более пятнадцати лет работают без должного внимания и поддержки со стороны власть имущих. Согласитесь, срок немалый. Слава богу, что ещё у них есть «порох в пороховницах».
– жаль, что марийским общественникам приходится тратить драгоценное время на поиски денег. Будь поддержка – они могли бы работать более результативно, двигать нашу жизнь вперёд.
А теперь постараемся конкретизировать, на что нужно финансирование марийским общественникам, в т.ч. РОО «Марий ушем»:
а) для нормализации своей деятельности на благо народа;
б) на содержание помещения (арендная плата). Не сладко им найти немалую сумму и отдавать владельцу, тем временем столько помещений у государства пустуют или используются неэффективно;
в) на проведение различных общественно значимых мероприятий (в основном транспортные расходы, арендная плата). Например, ежегодный выезд на праздник Акпатыра и Полтыша (национальные герои, г. Малмыж Кировской области), сотрудничество с марийцами, проживающими за пределами РМЭ. Марийская общественность 5-й год работает над созданием историко-этнографического комплекса «Полтыш курык» («Болтушина гора»). Ими вложено на это дело уже немало десятков тысяч рублей, поставлен гранитный памятный камень, установлен частокол, сделана железная ограда по периметру, установлены «Болтушины ворота» (высотой 4,5 м и с надписью «Цвети и процветай земля предков» на марийском, русском, удмуртском и татарском языках). А если была бы поддержка, работа по созданию музейного комплекса двигалась бы еще быстрее. В этом году также как и всегда за свой счёт пришлось установить стелу под навесом, где будут таблицы с портретом и биографией знаменитых людей Малмыжского края: С.Кузнецов – марийский историк-этнограф, М.Худяков – русский историк, С.Нурминский – марийский просветитель XIX века в Вятском крае, Кузебай Герд – удмуртский просветитель начала XX века и другие.
http://mariuver.com