Государственный гимн республики Марий Эл
Возрождению этнических ценностей марийского народа в Татарстане положил начало культурный центр, возникший десять лет назад в Казани под председательством Германа Лисицына. В 1998 году произошла его реорганизация — появилась Национально-культурная автономия марийцев г.Казани, которую возглавил Геннадий Митькин. В 2003 году его сменил Анатолий Терентьев.
Так уж сложилось, что этнокультурная жизнь казанских марийцевсосредоточена сегодня в двух общественных местах: в школе № 54 и Доме дружбы народов. В школе ежегодно отмечаются исторически сложившиесянациональные праздники марийцев, такие как «Шорык-йол», «Уй арня»,«Курече», «Пеледыш пайрем», «Семык», «Сюрем», «Олма спас», «Муй спас» иряд других. Здесь же проходят концерты художественной самодеятельности,большей частью фольклорные, с использованием национальных музыкальныхинструментов (баян, гармонь, тюмыр (национальный барабан), свирель), вмарийских национальных костюмах. Самые активные их участники — дети. На фестивалях и смотрах «Татарстан — наш общий дом» и других они неизменно лауреаты и призеры.
Надолго запомнились их выступления на открытии Дома дружбы народов, на городском фестивале культуры с программой «Марийские наигрыши», на заключительном концерте «Юная звезда-2000». И это далеко не все. У казанских марийцев продуктивные связи с исторической родиной —Республикой Марий Эл. В Министерстве культуры, в обществе «Марий Ушем» их принимают с подчеркнутым радушием, обеспечивают необходимой литературой и методическими пособиями марийское отделение воскресной школу Казани.
Делегации татарстанский марийцев участвуют в национальных форумах, в работе общенациональных общественных организаций, в том числе международных. Это относится не только к Всемарийским съездам.
Представитель Казани Р.А. Бушков был, к примеру, делегатом Финно-Угорского конгресса в г. Хельсинки (Финляндия). К счастью, не забыты и казанцы.
29 апреля 2000 года на презентацию национально-культурной автономии и воскресной школы в Авиастроительном районе г. Казани прибыла представительная делегация Республики МарийЭл, которую возглавлял заведующий сектором национальной политики и межнациональных отношений Аппарата Президента Республики Марий Эл В.Г.Яналов. Состоялся большой концерт, организованный силами гостей и хозяев торжества.
А 25-27 сентября 2001 года в г. Казани был проведен межрегиональный Праздник книги народов Поволжья. Встречали гостей из Республики Марий Эл и Чувашкой Республики.
Специалисты обменялись опытом работы с книгами и внедрения ее в массы. Заместитель Министра культуры Г.С. Ширяева была в числе устроителей праздника. Во всех мероприятиях Марийская и Чувашская национально-культурные автономии приняли активное участие.
В марте 2002 года состоялось событие, значительное для всей марийской культуры республики – презентация книги заместителя председателя НКА марийцев г. Казани Леонида Васильева «Куван кенеж» («Бабье лето»).Интерес к этому событию был вызван рядом веских причин. Во-первых, она написана на марийском языке и вышла в Казани, где, как известно, вначале XIX века был выпущен первый марийский календарь и было положеноначало марийскому книгопечатанию.
А во-вторых, книга увидела свет втатарстанском издательстве «Магариф» при поддержке Комитета пореализации закона «О языках народов Республики Татарстан» при КабинетеМинистров республики в серии «Доброе братство – лучше богатства».
Общий тираж сборника составил 3000 экземпляров. Часть книг безвозмездно была передана в библиотеки марийских населенных пунктов и в национальныеотделы городских и районных библиотек Республики Татарстан и частичнопополнила библиотечные фонды Марий Эл.
В том же году представители НКА марийцев г. Казани приняли участие в фестивале марийского костюма в Йошкар-Оле. А в октябре 2003 года председатель марийской общины Анатолий Терентьев принял участие в межрегиональном семинаре-практикуме для руководителей и специалистов марийских культурных центров, культурных автономий и землячеств, действующих за пределами Республики Марий Эл «Народное художественноетворчество в формировании духовной культуры народа мари»,организованный министерством культуры и межнациональных отношенийРеспублики Марий Эл и республиканским центром народного творчества.
В дни пребывания в столице Марий Эл состоялась встреча председателя казанской марийской автономии с В.Г. Яналовым. На ней обсуждались вопросы присвоения одной из новых улиц столицы Татарстана имени Сергея Григорьевича Чавайна – классика марийской литературы, долгие годы прожившего и учившегося в Казани, — а также вопросы проведения в первых числах апреля 2004 года Дней марийской культуры в Татарстане, приуроченных к 1000-летию города Казани. Была также обсуждена возможность организации и проведения Дней Республики Татарстан в Марий Эл с выступлением творческих коллективов, выставками работ художников и другими мероприятиями, призванными познакомить народы республик с культурой и традициями соседей. Все мероприятия призваны еще более укрепить связи населения Татарстана и Марий Эл и народов внутри самих республик, что успешно осуществляется на данном этапе взаимоотношений.
В 2009 году пост председателя автономии занял Сергей Чикаев.
1 ноября 2011 года в Доме Дружбы народов Татарстана состоялся первый Съезд марийцев Республики Татарстан.
Съезд объединил более 80 человек совсей Республики Татарстан. В работе Съезда также приняли участие заведующий отделом этнической политики Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Никифоров Вячеслав Васильевич, заместитель министра по культуре, печати и делам национальностей Республики Марий Эл Ширяева Галина Степановна, заместитель председателя Всемарийского Совета «Мари Ушем» Мочаев Валерий Александрович и другие.
В ходе работы Съезда Председседателем национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан единогласно был избран Третьяков Олег Александрович, сопредседателем — Бушков Руслан Аркадьевич. Представителем республиканской национально-культурной автономии в Ассамблее народов Татарстана делегаты выдвинуликандидатуру руководителя национально-культурной автономии марийцев г. Казани Чикаева Сергея Валерияновича.
В конце гостям и участникам Съезда была представлена концертная программа с участием марийского фольклорного коллектива.
Вышивай мне, папенька, марийский наряд
Рубрика «Ремесло»
Леонид Шабалин из Набережных Челнов возродил старинные марийские орнаменты.
67-летний бывшийучитель истории всю жизнь рисовал эскизы национальных узоров. И думатьне думал, что когда-нибудь начнет украшать ими брюки, рубахи, головныеуборы, платки, обереги. И уж тем более не ожидал, что станетходячей рекламой национальной марийской вышивки.
На белой ткани — симметричные, геометрической формы рисунки красных,зеленых и черных цветов. Словно играючи, их «рождает» убеленный сединойЛеонид Шабалин.
— Ой, согрешил, согрешил! Ой, не туда поехал! — возмущается он и,недолго думая, распускает вышивку. — Вот, смотри-ка, узор-то неполучился!
— Из-за чего?
— Вместо двух клеток я оставил три, — отвечает вышивальщик. — Получается, что одна клетка лишняя, и симметрия не выходит!
Вместо того чтобы по-стариковски охать да ахать, пенсионер смеется от души:
— Вы спрашиваете, с чего все началось? Помню, это было 1955 год. Яуехал из своей марийской деревни Старый Куклюк учиться в районный центр- Елабугу. Жил тогда вместе с родной сестрой на квартире. Прихожукак-то раньше ее домой, смотрю — лежит начатая вышивка, мне захотелосьее продолжить. Я сделал стежок, другой… Очень мне это занятиепонравилось. Потом увидел в одном журнале статью, как правильновышивать шарф. Попробовал — опять получилось!
Но все же серьезно взяться за иголку с ниткой школьному учителю былонекогда. Зато красоту марийского узора он подмечал везде и всегда.Рассказывает, как в 1959 году приехал в гости к родной тетке в деревнюЭлмен Менделеевского района.
— Между делом она показала мне мешок, в котором хранила волокно дляпряжи, — вспоминает Леонид Васильевич. — Я так и ахнул, ведь увидел немешок — сплошной орнамент! «Да это мое подвенечное платье, домотканое,- призналась она. — Если нравится — бери!». Взяв драгоценный подарок, яего постирал, выгладил и в натуральную величину скопировал с негостаринный узор. Потом на ватмане нарисовал разноцветной тушью эскизывсех узоров, которые были на рукавах, подоле, воротнике. Ой, таккрасиво получилось!
С тех пор все свободное время учитель истории пропадал в марийскихдеревнях. Причем не только нашей республики. Ездил он и в Удмуртию, и вКировскую область. Говорит, что в сундуках у бабушек было не счестьвышитых полотенец, покрывал, старинных одежек. Как-то вернулся домой сбольшим мешком, не успел даже посмотреть, что ему старушки отдали.Открыл, а там — потрясающей красоты расшитый гладью подол от старинногоженского кафтана. В другой раз обнаружил не менее уникальную кайму отскатерти. Рисуя эскизы марийских узоров, Леонид Васильевич искренневерил, что это кому-нибудь когда-нибудь пригодится. И думать не думал,что пригодится именно ему!
— В 1990 году я пришел в фольклорный марийский ансамбль в ДК«Энергетик» Набережных Челнов, — рассказывает вышивальщик. — Вскоре мызарегистрировали свою общину, стали выступать с марийскими песнями,плясками. А в чем выступать? Костюмов-то нет! Вот тогда-то я поднял всесвои эскизы и принялся вышивать. Не поверите, по эскизам теткиногоподвенечного платья вышил себе рубаху через 40 лет!
Теперь у Леонида Васильевича не один сценический наряд с орнаментом: вгардеробе красивые рубахи, жакет, несколько головных уборов,по-марийски теркупш. А уж брюки — бесподобный авторский эксклюзив! Однибелые, с ярко-вышитыми лампасами. Другие тоже белые, но у них орнаментукрашает пояс и кайму.
…Вот Леонид Васильевич, не хуже героя Миронова из «Бриллиантовой руки»,запросто входит в белом марийском наряде в зал как на подиум. Легкимдвижением руки он снимает расшитый жакет, и мы любуемся вышитойатласной рубахой и красивым поясом набрюках.
— В таком виде я и выступаю! — смеется он. — Валентина, давай-ка споем нашу любимую!
Пара минут — и Валентина Иващук — активный член марийской общины поет и пляшет с Леонидом Шабалиным. Весело так, задорно.
— Головной убор, который на мне, тоже вышил Леонид Васильевич, -объясняет Валентина Николаевна. — Да он всем марийцам с нарядамипомогает.
— Одних только головных уборов я вышил 36, — говорит пенсионер. -Нарасхват идут! Один мой товарищ — татарин — заказал наш мужскойголовной убор для будущего мужа дочери. Выяснилось, что тот понациональности мариец!
Слово за слово, удается узнать, что рукоделие приносит пенсионерухороший доход. Оказывается, его жена, которая сначала не одобряланеобычное занятие супруга, теперь двумя руками «за». Шьет рубахи,жакеты, которые Леонид Васильевич потом украшает вышивкой. Такой вотсемейный подряд.
— Дети, правда, по моим стопам не пошли, хотя с детства я водил их внашу воскресную школу, на все праздники марийской общины, — разводитруками пенсионер. — Старшему, Леониду, — 27, он работает в дирекцииКАМАЗа. Лене — 21, Мирославу (это имя значит — марийцев славить) — 18.Они учатся в Камском политехническом институте. Впрочем, кто знает, чтобудет у них в будущем? Я, например, до 38 лет не женился — все эскизысобирал… А вышивать стал, когда пробилась седина…
Своими профессиональными работами Леонид Васильевич обязан ИринеСтепановой — автору популярной книги о марийской вышивке. Приезжая вНабережные Челны, известная рукодельница не раз проводила своимастер-классы. Сейчас ее книга для Шабалина — путеводитель по марийскойвышивке.
— Каждый узор имеет свое значение, — объясняет пенсионер. — Видите, намногих моих одеждах есть треугольники с симметричными завитками — этооберег мужской силы. Знак зрелости мужчины, его способностьвоспроизводить.
— Я вижу, у вас много лошадей…
— Это символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.
— Леонид Васильевич, а на одной из работ — свастика в квадрате…
— Ничего удивительного! Орнамент использовался в XVIII — XIX веках вкачестве оберега на головных уборах, одежде. Это символ изначальнойбожественной чистоты, которая защищает мир от силы зла.
Не переставая удивляться одному открытию, слышу другое:
— Ой, да вы не представляете, как вышивание нервы успокаивает, -объясняет он. — Ведь как раньше было? Приду я уставший домой послешкольных уроков, а как возьму иголку с ниткой, как сделаю шов, другой -все раздражение куда-то уходит. И такой покой на душе…
И правда, кто бы мог подумать, что национальная вышивка жить в мире с собой и окружающими помогает…
Наталья ВЯТКИНА
Фото автора
Значение некоторых марийских узоров
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев.
Чем они крепче, тем сильнее семья.
Сторож дома — квадрат — это земля, дом, где ты живёшь.
Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.
Дуб или дубовые листья — символ крепкого здоровья
и твёрдой жизненной позиции.
Солнце — знак добра, дающий жизнь всему живому на земле.
Символ плодородия, оберег.
НАРОДНАЯ АРТИСТКА ИЗ НАРОДА
Культура
Из марийской глубинки — на мировую сцену
Зная многое о Галине ЛАСТОВКЕ, ее титулах и званиях, всевозможных достижениях вобласти оперного искусства, увидеть ее — очень простую и скромную, было приятной неожиданностью. Не все выдерживают испытание славой и остаются доступными…
Хотя за время нашего разговора нет-нет, да мелькнет в выражении лица, в осанке что-тотакое, о чем сразу скажешь — вот она, оперная сценическая стать. Но проходит мгновение — и снова перед тобой простая женщина, которую легкопредставить в заботах о доме и детях. Об этих двух ипостасях ГалиныТрофимовны и шла наша беседа в маленьком консерваторском классе,большую часть которого занимает рояль, а стены увешаны афишами,анонсами на разных языках концертов и спектаклей Галины Трофимовны и ее учеников.
ВИЗИТКА
Галина ЛАСТОВКА, оперная певица (меццо-сопрано). Народная артистка Республики Татарстан и Республики Марий Эл. Заслуженная артисткаРоссии.
Профессор Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова
Родилась 1 января 1947 года в деревне Семен-Сола Сернурского района Марийской АССР.
Окончила Казанскую государственную консерваторию. С 1973 года -солистка музыкально-литературного лектория Татарской государственнойфилармонии. С 1980 года — ведущая солистка Татарского государственногоакадемического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. В ее репертуаре- более 40 партий, в их числе Марина Мнишек («Борис Годунов», М.П.Мусоргский), Любаша («Царская невеста», Н.А. Римский-Корсаков), Амнерис(«Аида», Дж. Верди), Графиня («Пиковая дама», П.И. Чайковский), Кармен(«Кармен», Ж. Бизе), Хаят («Джалиль», Н.Г. Жиганов). Концертныйрепертуар включает около тысячи произведений зарубежных, русскихсовременных и национальных композиторов разных стран, стилей и форм.
Замужем, есть дочь, сын.
Детство: песня и труд
— Родилась я в маленькой марийской деревне, в обычной марийской семье,– начала рассказ певица. – В деревне у нас половина были русские:врачи, агрономы. И никто по национальности не разделял, не было так: тывыше, ты ниже, дружно жили. У моих родителей никакого музыкальногообразования, конечно, не было, но музыка в семье звучала постоянно.Отец был человеком гостеприимным, душа компании — на гармони играл! Домвсегда был открыт. Мама пела очень красиво! Помню, ее пение меня тактрогало, что слезы наворачивались.
Жизнь у родителей Галины Трофимовны складывалась нелегко, да и времябыло непростое. Когда ее маме было всего 32 года, она осталась вдовой.Смерть мужа была следствием тяжелой контузии, полученной на войне. Наруках у молодой женщины осталось шестеро детей, старшая из них -Галина.
— Да, жизнь была непростая, — продолжает Галина Трофимовна. — С детскихлет я приучалась к труду. Свое хозяйство, у каждого свой участокработы, и пока не выполнишь – никаких игр. Я даже вспомнить не могувремени безделья в детстве… С тех пор я практически всякую работулюблю, своими руками делаю даже то, что не каждый мужчина умеет. А ужвышивать, вязать, готовить, консервировать, на огороде работать — всемне интересно. Так что мое детство – это труд!
Опера Корсакова «Царская невеста» (Голландия, 1985 год):
Любаша — Ластовка, Грязной — Бессеребреников
Говорят, что песня — душа народа. Марийцам, как и многим другим,пострадать и потрудиться пришлось много. И в песнях народных этоотразилось и грустью, и тоской, и какой-то щемящей глубиной…
— Естественно, когда жизнь тяжелая, — делится певица, — человек находитутешение в песне. Моя любовь к пению с этого и началась. Если грустно,а поделиться ни с кем не можешь, уходишь в поле и там поешь, какбудто с природой разговариваешь… Напоешься, душа откроется, ивроде легче!
Но пела юная Галина не только для марийских полей. В школе без ее пенияне обходился ни один праздник, ни один конкурс самодеятельности.Правда, о музыкальной карьере она тогда и не помышляла.
— Первая мысль заняться музыкой профессионально, — вспоминаетсобеседница, — возникла у меня в выпускном классе. Наш классныйруководитель опрашивала всех, кто какую думает специальность выбрать. Ятолком не знала куда поступать, а Марина Сергеевна Рослякова говорит:«Ты, наверное, по культпросветлинии пойдешь?» До этого я и недогадывалась, что музыка может быть профессией. Ее слова как щелчок вомне отозвались. Ну, подумала я, может и правда, выучусь и будугде-нибудь в клубе собирать народ. Вот такие примитивные мысли были уменя вначале…
Ночи в училище
Для того чтобы учиться в Йошкар-Олинском музыкальном училище им С.И.Палантая, пришлось приложить много усилий. Ведь у Галины не было дажезнания элементарной музыкальной грамоты. Она поступила на вокальноеотделение к педагогу Ф.Е. Олейниковой и начала штурмовать высотыпрофессии.
Когда же школьный педагог по пению узнал, что Галя пошла в музыкальноеучилище, стал отговаривать: «Да, пела ты очень хорошо, но кем ты послеэтого училища будешь? В хоре стоять? Ведь чтобы стать солисткой, этогообучения мало… А чтобы дальше идти, надо заниматься по 12 часов всутки!» Может быть, учитель говорил образно, но Галина понялабуквально: «Значит, буду заниматься по 12 часов!»
Концерт в актовом зале консерватории. 1970 год
— В одном из классов училища, — вспоминает Галина Трофимовна, — Яоставалась на всю ночь, а чтобы меня никто не беспокоил, дверь запираластулом. Занималась помногу часов, потом небольшой перерыв, околобатареи сидя отдохну чуть-чуть, согреюсь, и снова… Мне ведь нужно былофортепиано одолеть. А уровень был такой, что приходилось разбирать, где «ля», где «до», где «соль», вот на каком уровне я была…Много нагонять пришлось.
Труды не остались тщетными — девушке стала открываться глубина классического музыкального искусства.
— Честно говоря, — откровенничает певица, — после народных песен мнетрудно было понимать классические произведения. Какую народную песню невозьму — везде глубокое содержание, за душу трогает, а начинаем помузыкальной литературе разбирать другие жанры: романсы, арии – сложновоспринимается… Но постепенно я начала открывать для себячто-то новое. А потом полюбила и классику, но к народным песням любовьосталась навсегда. Вообще я не понимаю, когда народной музыкойпренебрегают. Любой человек не должен отрываться от своих корней. Илюди искусства, композиторы, исполнители, не исключение. Например,Андрей Эшпай, он тоже из Марийской республики, и в его произведенияхмарийские мотивы звучат… А у каждого народа своя изюминка, которая вмузыке отразилась.
Влюбленная в пение
После окончания училища Галина оказалась перед дилеммой: продолжатьобразование или остаться дома. Выбор был непростым, даже мама былапротив: если старшая уедет из дома, кто будет с детьми и по хозяйствупомогать? Но Галина уже была настолько влюблена в пение, что другогопути не мыслила. А после училища ничего, кроме небольших сценическихамплуа, ей не светило… И она решила рискнуть. Маме ничего не сказалаи поехала в Казань, поступать в консерваторию.
— Конкурс в тот год был огромный, — рассказывает ГалинаТрофимовна, — семь человек на место! Но самым трудным было не это. В товремя вступительные экзамены проводили не как сейчас, при закрытыхдверях, а при полном зале, представляете?! А это был старый актовый залконсерватории, там ряды очень резко, стеной вверх уходят. Я решиласдавать экзамены в национальном марийском платье, было у меня такоебелое, с мелко вышитым национальным узором. А я не знала, что залполный… Выхожу: тишина, жара, и стеной люди сидят, рядов семь видно, авыше — только если голову задирать… Для меня это было а-а-ах! Мнене то, чтобы петь, мне нужно было духом собраться в таком большом зале,и при таком количестве людей что-то показать… Экзамен принимал НазибЖиганов. Я пела Глинку, арию Вани из Ивана Сусанина, потом пела вальсИскандарова «На Кокшаге», на марийском языке. Надо было четырепроизведения исполнить, а я два спела и Жиганов мне говорит:«Достаточно!» Ну, думаю все, не приняли. Я ведь маленькая, худенькаябыла, а другие абитуриенты все такие красивые, солидные, куда мне.Ладно, хоть маме не сказала, что поехала поступать… Но, к радости,поступила в класс к Светлане Назибовне Жигановой.
Диплом вручает ректор консерватории Назиб Жиганов. 1973 год
О себе Галина Трофимовна рассказывает скромно. Именно это качество и непозволило ей сразу после консерватории пойти прослушиваться в оперныйтеатр. Она хотела вернуться домой, работать для родной республики. Былипланы заняться просветительской работой, открывать людям смысл икрасоту оперного искусства. Галина Трофимовна мечтала открыть отдел прифилармонии, организовать литературно-музыкальный лекторий дляшкольников. Хотела знакомить людей с полюбившейся ей классическоймузыкой с самого детства, растить зрителя, который будет в опереразбираться…
— Ведь большинство простых людей, — говорит она, — от слова «опера»шарахаются. Надо просвещать, рассказывать, объяснять… Когдапотом выходишь, поешь, народ с открытыми ртами сидит, слезы вытирает.После концерта говорят: «Как, оказывается, интересно!» Вот какие у менябыли планы в Марий Эл…
Но этим планам не суждено было сбыться. Ездила Галина несколько раз вминистерство культуры в Йошкар-Оле, но министр почему-то ее избегал:назначал встречи, а она только и слышала: «Пять минут как ушел».Видимо, чиновники от культуры не были готовы к таким идеям.
Интернациональный репертуар
И тогда Галина решила остаться в Казани. Немалую роль в этомсыграла и встреча с суженым, который подарил ей такую необычную фамилию.
— Эта фамилия украинская, — объясняет Галина Трофимовна, — раньше ябыла Окунева, меня в Марий Эл до сих пор под этой фамилией знают, такчто там я пишусь через дефис — Ластовка-Окунева. Муж наполовинуукраинец, фамилия его отца была Ластивко, а в паспортном столеошиблись, и записали Ластовка. Так что семья у нас интернациональная.
Галина Ластовка в роли Шинкарки в опере Мусоргского «Борис Годунов»
и в роли Кончаковны в опере Бородина «Князь Игорь»
Репертуар песен Галины Трофимовны еще более интернационален. За семьлет работы в филармонии она спела песни всех народов Поволжья, многихнародов мира, французские, итальянские, японские, китайские песни,негритянские спиричуэлы. Без преувеличения — репертуар со всего земногошара. А главным для нее в выборе песен всегда оставалось одно: чтобысодержание песни было наполнено добротой, любовью, дружбой.
Призвание и признание
Но учеба и филармония были только первыми ступенями к настоящемупризванию. Со своим трудолюбием и любовью к вокальному искусствуГалина не могла не пойти дальше. Следующим этапом стала аспирантура, вкоторую она поступила в 80-м году, к педагогу Валентине АндреевнеЛасько. Но она поставила Ластовке условие: ты должна пойти в оперныйтеатр… Для вокалиста переход из филармонии в оперу является огромнойредкостью, настолько различна специфика исполнения на концерте и втеатре, что подобные случаи являются уникальными! Но Галину Трофимовнуприняли с первого раза, несмотря на то, что в театре было достаточноеколичество исполнительниц с меццо-сопрано.
— Работа в театре требует совершенно другого подхода, — объясняетпевица, — здесь необходимо не только, чтобы вокал был на высоте, но ихореография, и актерское мастерство… Не случайно оперу считают элитнымискусством! Но мне это очень нравилось, и я много трудилась. Я спелавсе меццо-сопрановые партии всех спектаклей, которые шли у нас в театре.
Галина Трофимовна стала ведущей солисткой Татарского театра оперы ибалета, гастролировала, как оперная певица по всему миру. Заслуженнаяартистка России, народная ар¬тистка Татарстана и Марий Эл, член Высшеймеждународной лиги певцов (Нью-Йорк) – это далеко не полный список еезаслуг.
Наследники таланта
Если человек талантлив, у него два пути: совершенствовать свой талант ипочивать на лаврах, или же все, что имеешь, передать ученикам и такимобразом умножить данное тебе свыше дарование. Галина Трофимовна избралавторой путь. Когда в 84-м Назиб Жиганов пригласил Ластовку преподаватьв консерватории, она согласилась, несмотря на большую нагрузку втеатре.
— В начале я взяла четверть ставки, — вспоминает певица, — У меня былодва студента. Но позже стало понятно – мой практический опыт нуженмолодым вокалистам. Не скрою, я требовательный педагог, веду занятияэмоционально, «горю» в классе, проживаю с учеником…
И такой подход дает результаты! Ученики Галины Трофимовны поют во всехведущих театрах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре,Самаре, Ижевске, Уфе…
Благодаря ее педагогическому таланту вырос такой исполнитель, какМихаил Казаков. Его бас прославил Татарстанскую вокальную школу далекоза пределами нашей республики. Трудно даже перечислить все звания и всеконкурсы, лауреатом которых стал Казаков.
На одном языке
С огромным уважением Галина Трофимовна относится к татарскоймузыке. Фуат Мансуров однажды сказал: «Ластовка — единственная в нашемтеатре русскоязычная певица, блестяще исполняющая партии на татарскомязыке».
— Живя здесь, — говорит певица, — Я всегда хотела внести вклад вкультуру этого народа. Я стремилась петь на татарском. И оченьблагодарна, что мне доверяли. Дважды я участвовала в декаде татарскойкультуры в Москве. В моем репертуаре две оперы Жиганова на татарскомязыке «Алтынчеч» и «Джалиль». Помню, когда Фуат Шакирович меняпопросил: «Там чуть-чуть, Галочка, ты справишься…», я с радостьюсогласилась. А когда мне дали материал, оказалось, что он оченьобъемный. Пришлось заниматься, учиться правильному произношению. Затопотом, когда некоторые чистокровные татары приходили на спектакль иговорили: «Лучше некоторых татар!» — улыбается Галина Трофимовна, — мнебыло очень приятно. Это лучший комплимент!
Опера «Евгений Онегин» (США, Портланд): Ольга — Ластовка, Ленский — Ефимов
Но искусство Галины Ластовки радовало не только жителей Татарстана иРоссии. И в Америке, и в Европе отмечали, насколько филигранно чисто унее получается петь на иностранных языках: «Такую Кармен мы еще неслышали!»; «Как Вам удается эту изысканность французскую передать?!» АЛастовке нравиться шлифовать то, что она делает, доводить досовершенства. Не просто выучить мелодию, текст, но чтобы и интонациябыла, и произношение ближе к оригиналу.
И где бы она ни оказывалась, всегда пела произведения марийских и татарских композиторов.
— Многие за границей ведь и не знают, где наши республики находятся, -поясняет Галина Трофимовна, — говоришь — Казань, а они: «Да, да,Казахстан, знаем». Приходится объяснять, на карте показывать: «ВотТатарстан, а рядом Марийская республика». Поешь песни, нравится,достают диктофоны, записывают: «Красивые песни». И говорят: «И люди,значит, красивые!»
Язык музыки — язык международный, он не может оставаться в рамках одной страны, одного народа. Для него нет границ…
— Я не понимаю, — недоумевает, певица, — как можно кого-то невоспринимать из-за его национальной принадлежности?! Нужно бытьограниченным человеком, чтобы держаться таких убеждений, это ведьтупиковый путь – разделение. Но у нас, артистов, есть то, что способнообъединять — это творчество.
Без фальши
Как не согласиться с Галиной Ластовкой — искусство обладает огромнымсозидательным потенциалом, только использовать его надо не для того,чтобы себя прославить, а чтобы принести людям добро и свет.
— Вы знаете, — подводит итог разговору Галина Трофимовна, — когда япою, это для меня не самолюбование. Я вкладываю в песню всю себя, всюжизнь. Когда пою, я вижу все родные просторы, поле ржаное, солнышко! Ивсе, чему меня в детстве научили, я вкладываю в исполнение. А какя на сцене стремлюсь не фальшивить, так и в жизни стараюсь фальши недопускать: быть с людьми порядочной, если вижу, что надо – помогаю, ине важно – просят меня об этом или нет. Наверное, можно было бы ещебольше в жизни добиться, но я рада тому, что имею. И думаю, что я нетак мало сделала…
Роман УСАЧЕВ
Фото Александр РУМЯНЦЕВ
ФАБРИКА ТКАНЫХ ЗВЕЗД
Ремесло
Алексеевское старинное полотенце — в числе 100 лучших товаров России
Несмотряна перестройку, дефолт и кризис, старинные традиции ремесел до сих порсохраняются на Алексеевской фабрике художественного ткачества -единственной в Татарстане и второй во всей России. Такое ощущение, что цивилизация обошла стороной это ткацкое производство. А иначе бы оно несохранилось…
Труд ткачих тяжелый, как у доярок
Такое я видела только в старых фильмах: женщина лихо управляет ткацкимстанком, молниеносно перенося челнок с места на место, ритмично нажимаяна разные педали. Периодически она дергает лямку и таким образомнатягивает только что появившуюся на свет ткань.
— Сейчас я ткускатерть — 1,70 на 1,40, — между делом говорит Ирина Степанова,перебрасывая челнок. — Да несложное это дело: тут — полотна, тут — узор.
Если учесть, что собеседница занимается ткачеством со школьной скамьи,уже 34(!) года, то все движения доведены до автоматизма. Со стороны -лишь мелькают руки и ноги…
Другая ткачиха — узбечка ГалинаБареева из Казахстана, — за станком 22 года. Как вышла замуж в поселокАлексеевское, так и начала ткать.
— Да сейчас работать — милоедело, — нитки мы не отбеливаем и не красим, закупаем готовые, — говоритмастер и завскладом Маргарита Прохина. — И основу для ткачества ненавеваем вручную.
Говоря об этом, Маргарита Николаевна показываетсновальную машину, которая автоматически создает основу для ткачества.Для разных изделий — разные основы. К примеру, для средней скатертинужно 1300 ниток!
Да, с налету в ткацкое дело невникнешь, запутаться можно в таком количестве ниток, думаю про себя. Аткачиха Ирина Степанова, можно сказать, не глядя создает основу.
-Это первые три месяца, когда мы были ученицами, было трудно, — смеетсяона. — Но с каждой из нас занималась опытная ткачиха. Научились…
Когдаразговор заходит о тяжелом физическом труде, ткачихи сразу вспоминаютисторию про одного директора молочно-товарной фермы. Приехал он как-тона фабрику и диву дался: «Это ж надо, как женщины трудятся!Одновременно и руками, и ногами работают! Привезу я к вам моих доярок:пусть посмотрят, что есть труд тяжелее, чем у них!»
— Раньшемы работали в три смены: гремели все 25 станков, — продолжает ЕленаЕгорова. — Сейчас нас, ткачих, осталось десять…
— В советские годы чуть ли не все выпускницы поселка шли к нам на фабрику, — вспоминает гендиректор предприятия Фирая Сергеева. — Я сама пришла так 20 лет назад. На нашей фабрике много трудовых династий:Пилишкины, Бахимовы, Сидоровы. А общее количество рабочих лет одной только династии Новиковых — почти два века!
На полотенцах — русские, татарские, марийские, чувашские орнаменты
-А вот молодые не хотят ткать, трудное это, хлопотное дело, — говорит Фирая Мирзаяновна. — Сейчас на предприятии 60 человек, а пенсионеров унас — 120. Несмотря на это, мы намерены развивать два направления -ткацкое и швейное производство, — утверждает гендиректор. — На эти целииз Агентства малого и среднего предпринимательства РТ фабрика получиладва гранда: на первый начали ремонтировать помещения, на второй -купили швейные машинки и одну вышивальную.
Так что же предлагает покупателям Алексеевская фабрика, спросите вы. К удивлению, ткачество,изначально развивавшееся в русских традициях, взяло курс и на татарские, и на марийские, и на чувашские орнаменты. Кроме традиционных полотенец снациональными узорами и мотивами, с надписями «Хлеб-соль», «Совет да любовь!», на фабрике научились красиво упаковывать наборы скатерти исалфеток. В ближайших планах — ткацкое декоративное оформление сшитых рубашек, маек, сумок.
Гендиректор признается, что ручная работа у нас все-таки ценится. Периодически фабрика получает заказы наподарки из аппарата Президента РТ, Госсовета РТ, Счетной палаты РТ,ГИБДД РТ, Госстраха, «Татнефти», «Татэнерго», «Оргсинтеза» и, конечно,администрации Алексеевского района. Недавно ткали полотенца с надписью«Silk way» для участников авторалли «Шелковый путь», который проходилчерез Алексеевское. Сейчас уникальные тканые изделия — скатерти,салфетки, полотенца — можно купить и в Казани в сувенирных лавках отеля«Шаляпин», мечети «Кул Шариф», магазина «Богема».
Этап 1
Макариха начала, а потом заплакала
ИсторияАлексеевской фабрики началась с позапрошлого века. Богатая купчихаМакарихина, которую в народе прозвали Макарихой, владевшая в селепервой паровой мельницей, основала небольшое прядильное производство. Вцехах Макарихи женщины пряли пряжу, которую купчиха продавала с лихвой.По свидетельству одних очевидцев, за хорошую работу Макариха моглаподарить отрез на платье или калоши, по свидетельству других — еепрозвали одной из самых жестоких купчих села. До сих пор ее смертьокутана тайной: старожилы каждый по-своему рассказывают об убийствеМакарихи. Когда на старинных стенах склада фабрики, который находится вподвале, появляются капли воды, заведующая складом говорит: «Это плачетМакариха…»
Этап 2
«Ударница» ткала и делала прищепки
Официальнымгодом основания ткацкой фабрики считают 1927 год, когда на местезапустевшего прядильного производства Макарихи образовалась артель«Ударница». Именно тогда на предприятии появился первый ткацкий станок.Со временем в артели заработали целых четыре цеха: вязальный,прядильный, шапочный, трикотажный.
Но в 1958 году «Ударницу»присоединили к Алексеевскому райпромкомбинату. Кроме производства, такили иначе связанного с текстилем, в ее стенах выпускали мебель, ульи идаже прищепки!
Этап 3
В годы застоя работа была песней
В 1968 году «Ударница» вновь стала самостоятельной, переименовавшись в Алексеевскую фабрику художественного ткачества.
-В советские годы предприятие гремело, — говорит Фирая Мирзаяновна. -Ткали дорожки, пледы, скатерти, салфетки, рушники, поставляя их вомногие города СССР — от Днепропетровска до Свердловска. Трудилось более100 человек, из них 70 — ткачихи. На станках работали в две смены. Всоветские времена фабрика славилась своим хором: пели и на сцене, и застанком. В 1993 году фабрика художественного творчества стала открытымакционерным обществом.
Этап 4
От банкротства до возрождения
1998год стал тяжелым для легкой промышленности. Алексеевская фабрикахудожественного ткачества была в таком положении, что, по признаниюмногих сотрудников, впору было вешать замок на дверь. 4 года назадпредприятие объявили банкротом. Но фабрика получила шанс на жизнь.Одним из первых признаков стал сертификат «Предприятие народныххудожественных промыслов РТ» за номером 001, выданный Департаментом поподдержке и развитию малого и среднего предпринимательства РТ.Существенную помощь фабрике оказали глава Алексеевского района АлексейДемидов и президент ОАО «Татарместпром» ЮрийДемидов.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Опыт удмуртов по сохранению народных промыслов
Домремесел Удмуртии входит в систему Министерства культуры республики,имея четко выстроенную иерархию: районный, городской, республиканскийДома ремесел. При них работает Республиканский методический совет понародным промыслам, в который входят ученые-этнографы, искусствоведы.Их задача — создать образцы народных изделий и обеспечить их высокийхудожественный уровень. При Доме ремесел открыты методические кабинетыпо ткачеству, вышивке, гончарному искусству, лозоплетению, в которыхобучаются будущие сотрудники Домов ремесел. Таким образом, в точностисохраняются народные традиции и создаются новые рабочие места.
Наталья ВЯТКИНА
Фото автора