(26 апреля 2020) Сегодня марийский народ отмечает День национального героя — Марий талешке кече.
День национального героя отмечается ежегодно 26 апреля. Он связан с днём трагической гибели легендарного марийского князя Болтуша, который жил в XVI веке и погиб за свободу родного края.
День национального героя впервые провели в 1917 году. В Республике Марий Эл официально День национального героя отмечается с 1990 года.
С праздником марийский народ поздравил председатель Всемарийского совета – Мер каҥаш Эдуард Александров:
Шергакан марий калык!
Вӱдшор тылзын 26 кечынже, ме марий-влак, иктеш пырля погынен, я
кажныже шке кундемыштыже, Марий талешке кечым палемдена.
Тӱрлӧ пагытыште калыкна верч тыршыше талешкына-влакым шарналтена,
нунылан, тауштен, вуйнам савена. Тидын дене ме ик пеҥгыде вож гыч
улмынам ончыктена, марий калыкын волгыдо илышыж верч тыршаш
талешкына-влак деч вий-куатым налына.
Кумло ий Марий талешке кече ик ой дене эртен. 2020 ий мемнан деч кугырак
тӱткышым ойыраш йодеш да икмыняр ойыртемым пурташ темла.
Талешкына-влакым шарныме декаде 26 вӱдшор гыч 9 ага марте эрташ
тӱҥалеш. Тӱнямбалне коронавирус шучко чер шарлымылан кӧра иктеш
пырля чумырген огына керт, садланак верлаште тӱрлӧ йӧным кучылтын,
талешке-влакым шарныман. Тоштыеҥ радамыште улшылан сортам
чӱктен, вуйым савыман, илыше талешкылан сотокылым, интернет йӧн але
же теле да радио дене пайдаланен саламлыман.
Шарныза, калыкнан илыме курымыштыжо тӱрлӧ чер, тӱрлӧ туткар лийын.
Мемнан кугезе талешкына-влак ик йол ошкыллан шеҥгек чакнен огытыл,
саманын тӱрлӧ ийыштыже нуно калыкым азап, осал пӱрымаш деч кораҥден
да арален моштеныт, сандене ме тыныслык жапыште илена. Кызытсе илыш
мемнан дечат тидым йодеш.
Ӱшанем, пырля ыштыме сомылна тиде неле жапым писын кораҥда,
калыкнан ончыкылык илышыже волгыдо корно дене эрташ тӱҥалеш. Лач
калыклан ыштыме поро паша мондалтлыме кышам кода.
Марий талешке кече дене!
Первыми древними богатырями, защитникам марийского народа стали образы Онара и Идена.
Следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев: Чоткар, Чумбылат, Камай. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.
С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев, как Акпатыр, Пашкан, Ирга, Полтыш, Акпарс. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Характерно, что героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например: Акпатыр — это искусный гусляр, целитель и миротворец; Пашкан — герой, обладавший храбростью, доходящей до безрассудства; Ирга — отважная девушка, презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников; Полтыш — свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от врагов свои владения; Акпарс — смелый гусляр, хитроумный искатель царских милостей.
Историческими известными марийскими героями стали Бай-Борода и Мамич-Бердей. Летописи свидетельствуют, что в ХIV-середине XV веков на реке Ветлуге существовало марийское государственное образование — княжество, возглавляемое кугузом. Самым заметным кугузом был Бай-Борода — умелый политик, дипломат и военачальник, с успехом, насколько это было возможно в то время и в тех обстоятельствах, отстаивавшего интересы своего княжества и подвластных ему марийцев. Таким образом, документально подтверждается формирование у части марийцев своей государственности.
Значительной героической фигурой стал Мамич-Бердей. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. Мамич-Бердей попытался реализовать небывалую доселе задачу — создать марийское государство. Народная мысль, выстраданная в зеках и отражённая в преданиях о героях древности, о политическом единстве марийцев, как никогда была близка к своей реализации. Однако Мамич-Бердея вероломно предали, а его мечта о марийском государстве оказалась осуществлённой лишь в XX веке, на протяжении которого складывалась марийская государственность в рамках России.
Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ