(9 августа 2018) В Свияжске завершилась V театральная лаборатория «Свияжск АРТель» на которой приняла участие марийка из Татарстана Анастасия Минеева.
В рамках театральной лаборатории режиссером Степаном Пектеевым, который тоже наполовину мариец по национальности, был создан перформанс о взаимодействии языков и культур «Русский лес». Основным замыслом спектакля стало то, что в современном мире молодежь начинает забывать свои корни и языки, что недопустимо. Ибо сохранение своих традиций является залогом формирования будущего поколения. Поэтому решено было через перформанс напомнить о том, кто мы есть в этом мире и что значит наше прошлое.
В спектакле «Русский лес» приняли участие пять актрис, которые являются носительницами своей культуры и языка: удмуртка, марийка, татарка, чувашка и башкирка. По замыслу спектакля каждая из девушек олицетворяла дерево, соответствующее определенной национальности: удмурты — рябина, марийцы — клен, татары — береза, башкиры — сосна, чуваши — дуб. Девушки выступили своеобразными проводниками в потусторонний мир.
Анастасия Минеева была задействована в роли актрисы — марийки в перформансе Степана Пектеева.
«Марийцы жили уже в VI веке. Предки марийцев населяли земли с Поволжья до Зауралья. Марийцы считают себя лесным народом. Лес всегда кормил и оберегал их от врагов и стихий. Марийцы — это единственный народ России , сохранивший свою традиционную религию — язычество. На территории Марий Эл до сих пор проходят лесные моления в священных рощах Кӱсото. Марийцы верят в Большого Светлого Бога, также марийцы верят в силу природы, которую нужно любить и уважать.
Если сравнивать марийцев с деревьями, то они похожи на клен — «ваштар», — рассказывает Анастасия.
Перед непосредственным участием в самом перформансе, для зрителей был подготовлен фильм — знакомство с героинями спектакля. В этом фильме Анастасия рассказывает про обряд моления у марийцев.
У марийцев есть обряд, когда люди приходят на моления в священную рощу. Примерно за неделю до обряда карт (жрец) выбирает место в лесу. Нужно, чтобы лес был густой, чтобы там было большое старое дерево. Потом в назначенный день происходит само моление. Участники приносят с собой хлеб, мед, воду, блины, квас, гусей (для жертвоприношения). Из гуся варят пресный суп и пресную перловую кашу. Затем проводится обряд моления, в котором марийцы обращаются к Большому светлому Богу. А после него люди угощаются, тихо разговаривают между собой, ведут себя скромно. После проведения обряда этот лес принято обходить стороной, рядом нельзя громко разговаривать, нельзя рвать цветы и собирать ягоды.
Перформанс «Русский лес» состоял из пяти частей:
1. Знакомство, где каждая девушка рассказывала о своей национальности, обычаях и ритуалах;
2. Восхождение — все участники перформанса (гости и актрисы) поднимались на высокую Соколиную гору;
3. Посещение — прохождение тропы героев и посещение мест, где покоятся духи великих богатырей прошлого — батыров;
4. Приобщение — прибывают в лес, где проходит обряд моления, общения с духами;
5. Угощение — все участники перформанса спускаются на цветочный луг, где гости угощают друг друга и тихо общаются.
Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ