(14 июля 2016) У сторонников Марийской Традиционной Религии в Марий Эл и других регионах России наступило время молений в честь праздника Сӱрем. Моление пройдет в священной роще деревни Шорунжа Моркинского района Республики Марий Эл, сообщила.
12 июля молельные обряды в честь праздника совершат в священной роще деревни Большой Китяк Кировской области.
И 18 июля моления пройдут в священной роще д.Чодраял Волжского района Марий Эл.
Последним летним земледельческим праздником, отмечавшимся в промежуток от начала сенокоса и до уборки зерновых, у луговых марийцев являлся Сӱрем. Проживающие в Башкирской республике марийцы отмечали Кӱсӧ. По времени проведения этот марийский аграрный праздник совпадал с христианским Петровым днем, пишет Лидия Тойдыбекова-Мустонен.
Обычаи и обряды, связанные с праздником Сӱрем, с древнейших времен занимали значительное место в духовной жизни марийского населения и преемственность этой аграрной традиции во многом определяла самобытность марийского язычества. Исследователь A.B. Краснов указывал, что название обряда «Сӱрем» происходит от слова «бить, прогнать чужого», означает изгнание злой силы.
Сӱрем являлся объектом исследования, начиная с середины XIX в.
По свидетельству Тимеофея Евсевьева, праздник Сӱрем проводили во всех районах почти в одно и то же время, около 29 июня по старому стилю (т.е. около Петрова Дня в соответствии с православным календарем).
До начала празднования и пира совершалось общерайонное жертвоприношение в честь бога Сӱрем — Сӱрем юмо. Само жертвоприношение называлось — «Сӱрем Кӱсӧ кумалтыш». Жертвоприношение совершалось в общественной священной роще Сӱрем ото, оно продолжалось от 3-5 суток при большом стечении народа,отмечает ученая в своей работе «Марийская языческая вера и этническое самосознание». Joensuu, 1997.
MariUver