(13 мая 2016) Председатель НКА марийцев Татарстана, Олег Третьяков дал интервью Порталу «Наш дом – Татарстан». Портал продолжает цикл интервью с руководителями национально-культурных объединений Ассамблеи народов Татарстана.
В 2011 году была создана общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Республики Татарстан», которую возглавил Олег Третьяков. Крепкий хозяйственник на селе, талантливый педагог, ученый, организатор, общественник и даже Верховный карт Татарстана, он сумел объединить всех марийцев республики.
— Я родился в деревне Кулегаш Агрызского района Татарской АССР, – говорит Олег Александрович. – Для меня нет такого понятия как малая родина, я всегда был гражданином Советского Союза, затем — Российской Федерации, а Татарстан — мой Дом родной, где я родился, вырос, женился, воспитал троих детей и шестерых внуков, помогаю воспитывать и обучать родному языку и культуре, сохранять традиции предков, исконно проживавших в этой местности.
— Когда Вы стали осознавать себя марийцем?
— Никогда не был человеком другой национальности! Наверное, до рождения это было заложено в генах.
— Когда Вы начали трудовой путь?
— В деревне дети начинают работать с 9 – 10 лет, как правило, на прополке, а дальше, если на лошадь вскарабкаются, — значит, могут возить копны — уже другая квалификация… После окончания 10 класса я работал в совхозе помощником комбайнера, но решил узнать о пролетариате, про который писали все классики Советского периода и поэтому с 16 лет два года работал токарем в Удмуртии, на Сарапульском электрогенераторном заводе. В 1977 году, после службы в Армии, поступил на факультет механизации сельского хозяйства Ижевского сельхозинститута.
— Где Вы трудились, когда получили диплом?
— В 1984 году по направлению как стипендиат начала работать инженером-механиком в совхозе «Красноборский» Агрызского района, по совместительству секретарем комсомольской организации совхоза. В 1985 году меня избрали председателем Старочекалдинского исполкома народных депутатов Агрызского района ТАССР, а через год — освобожденным секретарем парторганизации колхоза «Дружба» того же района, но началось время реорганизации сельхозпредприятий и совхоз «Красноборский» разделили. Следующие шесть лет я был директором совхоза «Кулегашский» Агрызского района ТАССР.
— Получается, что Вы чуть ли не всю жизнь трудились на земле?
— Нет! Ушел с последней должности в Кулегашскую среднюю школу, работал заместителем директора по воспитательным вопросам. А чтобы получить необходимое образование, поступил на технолого-экономический факультет Марийского пединститута имени Крупской.
— И Вы переквалифицировались в педагога?
— Увы! В 1997 году по просьбе жителей и настоянию руководства района стал председателем СХПК «Кулегаш» Агрызского района Татарстана. Но параллельно учился в аспирантуре Марийского пединститута. В 2002 году защитил диссертацию на тему «Формирование этнического самосознания учащихся в полинациональной культурной среде», стал кандидатом педагогических наук.
— Почему Вы выбрали для диссертации тему, связанную с этническим самосознанием?
— Этот вопрос всегда меня интересовал: чем же мы, марийцы, отличаемся от наших соседей — русских, татар, удмуртов? Хотя существенно ничем: учились все в советской школе, религиозных-то заведений не было… Но мои одноклассники иногда высказывались по этому поводу, мол, у марийцев нет своей религии, вот у русских — Библия, у татар — Коран, а вы, дескать, безбожники. Поэтому, как только представилась возможность, я начал изучать (а научно можно подойти только исследовательским путем) все то, что накопил народ за свою бытность. Это оказалось нелегко, ведь вся история марийцев связана только с последним 200-летним периодом.
— И поэтому Вы оказались в первых рядах марийцев, решивших возродить этнические ценности своего народа?
— О чем речь! Я начал с «Мари ушем Вятско-Камского региона» под руководством Аркадия Исаковича Исхакова и Евгения Васильевича Леонтьева — заместителя главы Менделеевского района. Под Вятско-Камским регионом подразумевались территориально входящие автономные республики Татарская и Удмуртская, а также Кировская область. Но со временем эта организация разделилась на три территориальные организации «Мари ушем», и в нее не вошли марийцы, проживающие в Казани, в Арском, Балтасинском и Зеленодольском районах.
1 декабря 1990 года мы провели I Съезд «Мари ушем Вятско-Камского региона», на котором был выбран Совет, в который я вошел.
— А марийцы Казани когда создали свою организацию?
— Да, чуть позднее, в 1992 году в Казани появился Культурный центр под председательством Германа Лисицына. В 1998 году центр реорганизовался в Национально-культурную автономию марийцев Казани.
— Будучи и педагогом, и земледельцем Вы все же не оставляли родной Агрызский район?
— Нет! В 2003 году уехал в Ханты-Мансийский автономный округ: в городе Нягани работал в профессиональных образовательных учреждениях, изучал новую систему образования и учил детей, как выяснилось, очень эффективно.
— Когда вернулись в Татарстан, чем стали заниматься?
— Устроился старшим преподавателем кафедры теоретической механики технолого-экономического факультета Елабужского педагогического университета.
Словом, вернулся в общественную жизнь республики, хотел помочь и в создании республиканской общественной организации, которую пришлось собирать из разрозненных групп.
По рекомендации старейших картов был избран Верховным картом марийцев республики. В 2011 году стал председателем национально-культурной автономии марийцев Татарстана. Через год стал директором Кулегашской средней школы.
— По всему видно, что Вы – активный общественник…
— Я член президиума Всемарийского совета «Мер канаш», заместитель председателя «Оньыжа», член Совета Ассоциации финно-угорских народов России, заместитель председателя Федеральной национально-культурной автономии марийцев России, помощник депутата Госдумы России.
— Что побуждает браться за непростые дела?
— Доверие народа, и девиз: «Если не мы, то кто?»
— Сколько марийцев проживает сейчас в Татарстане?
— По данным переписи населения 2010 года – 18 848 человек. Это представители всех этнографических групп мари: горных, луговых, восточных, которые компактно проживают в Казани, Набережных Челнах, Агрызском, Актанышском, Арском, Балтасинском, Елабужском, Зеленодольском, Кукморском, Мамадышском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском и других районах Татарстана.
— Какие основные задачи у национально-культурной автономии марийцев Татарстана?
— Сохранение и развитие национальных школ, родного языка, традиций, обрядов марийского народа, развитие национального фольклора, сохранение национального костюма, участие и проведение марийских национальных праздников: «У ий», «Шорыкйол», «Ӱарня», «Кугече», «Семык», «Пеледыш пайрем», «Марий талешке кече»; проведение спортивных мероприятий по волейболу, футболу, лыжные состязания «Мари лыжня», легкоатлетические забеги, велопробеги, участие в городских, республиканских праздниках.
— Какие связи у марийцев Татарстана с Республикой Мари Эл?
— Тесные, продуктивные. 29 апреля 2000 года состоялось открытие Воскресной школы в Авиастроительном районе Казани, на котором присутствовала делегация Республики Марий Эл. На всех съездах и мероприятиях, также выездных концертных программах, на дискотеках всегда участвуют представители Республики Мари Эл, чувствуется связь между министерствами и ведомствами. Также проводим не только предметные олимпиады по родному языку, дни культуры, но и совместные моления.
Марийцы Республики Татарстан постоянно участвуют в национальных форумах, в работе общенациональных общественных организаций, в том числе международных. Это относится не только к Всемарийским съездам.
26 февраля в этого года в Доме дружбы народов Татарстана впервые широко рассматривали проблемы финно-угорских народов России: мордвы, марийцев и удмуртов. В Казани состоялось заседание Президиума Совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ». Стоит отметить представительский состав Президиума Ассоциации: от Марий Эл участвовала депутат Госдумы России, председатель Федеральной национально-культурной автономии марийцев Лариса Яковлева и заместитель председателя правительства, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михаил Васютин, которые приедут этим летом на республиканский праздник Семык в наше село Кулегаш Агрызского района.
Это очень важно, ведь во время заседания Президиума Совета «Ассоциации финно-угорских народов РФ» мы с ходатайством вышли к руководству республики о строительстве школы-сада в селе Кулегаш Агрызского района Татарстана. Два года подряд школа входит в сто лучших школ Республики Татарстан по результатам сдачи ЕГЭ, выпускники — мастера спорта по лыжным гонкам и биатлону, а здание очень ветхое, без удобств, с печным отоплением дровами.
— Как часто марийцы Татарстана собираются на съезды?
— В 2011 году была создана общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев РТ», а 1 ноября того же года в Доме дружбы народов Татарстана состоялся I Съезд марийцев нашей республики. 26 апреля 2012 года на II внеочередном съезде организация была преобразована в региональную. На III съезде в 2014 году были решены многие организационные вопросы. На IV внеочередном съезде, посвященном 25-й годовщине проведения I съезда «Вятско-Камского регионального объединения марийцев», который состоялся 21 декабря прошлого года в Менделеевске, мы рассматривали списки делегатов и наблюдателей X Всемарийского съезда о вхождении в Федеральную национально-культурную автономию марийцев России.
Фарида Сулейманова,
Информационный Центр ДДнТ